Признаюсь, я не разделяю тревоги автора публикации по поводу искажения слова «лидер» в названии фирмы «Лидир», потому что искажение произошло умышленно. Это – испытанный рекламный трюк: заострить внимание покупателя, пусть даже на грубейшей орфографической ошибке. Помните, соус «Анкл Бэнс»? Юмористы осмеяли дядю Бэнса, фактически создав дополнительную рекламу соусу.
Беда в другом. В неосмысленном употреблении слов. Например: «Наше пиво – больше позитива». Что это за абракадабра? Чем больше выпьешь, тем позитивнее будешь выглядеть? А каково людям мнительным, болезненным слышать такое откровенное признание: «Он посадил дерево, он построил дом, он родил тебя. А что для него сделал ты? Похоронное бюро такое-то». Примеров грубейшего искажения смысла слов можно привести множество, но самым знатнейшим из них и ханжеским я считаю то, что на табачной рекламе пишется: «Минздрав предупреждает...» Табачные короли довольны: сам Минздрав задей-ствован в рекламе!
Раньше слово «одеть» срывалось с торопливого языка телерепортера. А теперь и в фильмах нередко услышишь: «Он одел пальто». Одеть – значит совершить некое действие над кем-то или чем-то, а пальто можно только надеть на кого-то (если, конечно, нормальному человеку не придет в голову одеть пальто в какое-то иное платье).
Автор статьи считает, что падение культуры языка происходит в том числе из-за невысокого образовательного уровня владельцев частных фирм. Конечно, откуда рабоче-крестьянской буржуазии последнего десятилетия набраться культуры, если после изнурительных боев за «бабки» у них остается время только «оттянуться по полной программе» перед новыми схватками? Копать надо глубже.
Я знаю хорошего редактора, который не понимает разницы между факиром и халифом и говорит: «факир на час».
В некоторых молодежных – да и не только молодежных – газетах одно время была рубрика «Остановись, мгновение!». Имелось в виду красивое мгновение нашей жизни. Фраза, как вы понимаете, взята из «Фауста» Гете. В переводе Н. Холодковского это звучит так: «Когда воскликну я: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой! – Тогда готовь мне цепь плененья, Земля, разверзнись подо мной!» Смысл очевиден: человек, по Гете, никогда не может быть удовлетворен жизнью, ибо только мертвому ничего не надо. Неудовлетворенность разума – основа нашей сознательной жизни.
Небрежность в выборе выражения чувств особенно заметна и потому крайне неприятна у людей, которые являются нашими кумирами, наставниками. Недавно Михаил Ульянов, мэтр, в одном из фильмов увидел убывающую луну и с пафосом воскликнул: «Вон и месяц народился!» Конечно, актер не обязан знать фазы луны, но ведь режиссер должен знать, о чем идет речь, и не ставить человека в неловкое положение.
Слишком глубоко проникают корни равнодушия к самому главному средству человеческих взаимоотношений. Влияние рекламщиков, попсы, невнятной иноземщины на русский язык не столь губительно, как равнодушие и неразборчивость русской интеллигенции. Вся эта словесная белиберда со временем исчезнет... Но появится новая, может быть, еще более отвратительная, если уровень культуры россиян будет снижаться. А это закономерно: все учащающийся ритм жизни не позволяет человеку остановиться, осмотреться, перевести дыхание. До культуры ли? Не до жиру – быть бы живу.
//Юрий СЛЕПЦОВ, писатель.