Олег Рожков работает над своими полотнами сериями. И каждая содержит свой собственный материал, свою образность, технику и свои совокупности значений. Таковы были его «Цветы», «Деревья и травы», «Подсолнухи», «Стулья», «Знаки зодиака»... При этом пейзаж оставался пейзажем, ирисы – теми же узнаваемыми цветами, облака продолжали таять над золотеющей стерней. Но при этом они указывали на что-то и сверх этой схваченной художником реальности: говорили о характере отношений «неба» и «земли», демонстрировали конфликт «природы» и «цивилизации», обнаруживали неразрывное соседство «жизни» и «смерти»...
Другой характерной чертой творческих исканий Олега Рожкова стало его умение сосредоточиться на самой сущности, на «душе» изображаемого. Так, дерево он порой изображает не как иву или сосну, а как драматиче-ски бытующее существо – «древо». Травы пишет не как часть луга или опушки, привязанной к линии горизонта, а как мир стеблей, корневищ, насекомых, цветов...
Новая серия «Преображение» внешне очень напоминает иконостас: ряды библейских и житийных образов, просматривающаяся иерархия изображений, внешняя конструкция, ступенчато устремленная в десятиметровую высь.
Но это и не иконостас совершенно. Здесь нет икон, а есть их изображения; художник не следует предписанному для иконостаса расположению святых образов. Кроме того, есть в композиции живописные храмовые интерьеры и изображения отдельных предметов церковной утвари. Цель автора – не воссоздание внутреннего облика конкретного храма и тем более не церковного канона в его богослужебной функции, но взгляд на мир храма, службы, иконного сияния, священной истории. Взгляд смиренный, восхищенный, любовный, но извне.
Это означает метафору вступления человека не воцерковленного, но жаждущего приобщиться святых тайн, в мир, освященный именем Бога. Храм встречает любопытствующего кругом вещей, имеющих не житейское, а священное значение: свечи, паникадила и чаши для водосвятия, крещальная купель, хоругви для крестного хода... Вошедшего обступают вещи и места-символы: двери во храм и святые врата в алтарь, ключ и амвон, клирос и алтарная преграда, столпы, на которых зиждется церковное строение. Поднятые глаза за драгоценными окладами начинают различать лики мучеников за веру, молитвенников и чудотворцев, святых воинов...
Вся композиция живописными средствами воплощает собой путь человеческий от житейского к житийному, его переход от неведения к постижению и собственному «преображению».
«Преображение» Олега Рожкова открывает нам абсолютно нового художника и подчеркивает многогранность его таланта.
//Николай ПАЙКОВ, доцент ЯГПУ.