Что, на ваш взгляд, важнее в выставке – содержание или ее название? Конечно, внутренняя целостность экспозиции. Но и фраза, вынесенная в заголовок выставки, тоже должна нести определенную смысловую нагрузку.
К какому зрелищу должен быть готов зритель, если на афише он прочтет следующее: «Готовимся к 1000-летию Ярославля»? Возможно, он будет предвкушать знаком-ство с новыми проектами – живописными или архитектурными – не столь важно, вспомнит о том, что итоги конкурса эмблемы к предстоящей дате так и не были озвучены... Но мысль человека, отправляющегося на данную выставку (она, к слову, открылась в четверг в выставочном зале Союза художников), будет работать в совершенно конкретном направлении.
Однако в пяти залах зрителя ждет «сюрприз» – традиционная областная осенняя выставка Союза художников. Натюрморты, пейзажи, портреты, керамика и наряды из батика – все прекрасные и по содержанию, и по уровню мастерства, но без малейшей привязки к заявленной теме.
Один из участников – художник Александр Александров, с коим удалось перемолвиться, согласился с моим недоуме-нием.
– Нам не хватает выставок придуманных, концептуальных, – подтвердил он, – пусть даже заказных. Но чтобы прослеживалась какая-то единая мысль. А эта выставка даже не была запланирована. Хотелось бы рассматривать сегодняшнюю экспозицию как подготовительный шаг к действительно продуманной и выстроенной соответствующим образом выставке.
Художники просто отчитались на тему «как я провел лето в деревне у бабушки». Это, безусловно, имеет право на существование, и мы, зрители, готовы воспринимать и любить наших ярославских художников такими, какие они есть. Но вот это интересничание, попытка привязать неплохой сам по себе проект к чему-то более глобальному, это раздувание щек для важности вызывает, мягко говоря, недоумение. Зачем? Давайте называть вещи своими именами: отчет о проделанной работе – значит отчет. Ведь никто не бросит в устроителей камень и не обвинит в мелкотемье.
Пожалуй, лишь скульптору Елене Пасхиной удалось выдержать заявленную тематику выставки и все три представленные ею работы действительно имели непосредственное отношение к тысячелетней истории города.
Жаль, но вполне возможно, что в цветастом разнотемье новой выставки зритель и не оценит целостности мини-экспозиции известного ярославского скульптора. Хотя, безусловно, отсутствие адресной привязки остальных работ нисколько не умаляет их достоинства.