«Кино – странная штука...» Эту фразу произнес заслуженный артист России, ведущий актер камерного театра под руководством Владимира Воронцова, телевизионный режиссер канала НТМ Петр Юрьевич Рабчевский в ответ на вопрос, как, собственно, он относится к кинематографу. И пояснил: «Уж больно оно, в смысле кино, непостоянный, ненадежный партнер для жизни».
В этом вопросе Петру Юрьевичу можно доверять на все сто, хотя себя он считает исключительно театральным актером. Но его роман с кинематографом начался больше 20 лет назад, когда он, молодой актер Томского ТЮЗА, был утвержден на роль в фильме «Не могу сказать «прощай». Играл романтичного юношу, моряка. А поскольку все окружающие принимали его за настоящего военного, то они с приятелем по съемкам, таким же «морским волком», вволю использовали нежданно выпавшие «военные привилегии»: «Целый день катались бесплатно в парке имени Горького на всех аттракционах. Дело-то молодое...»
К слову, примерно в это же время сбежал из ТЮЗа на киностудию «Мосфильм» и друг Петра Рабчевского по «сибирским театральным рудникам» Игорь Скляр. Тот был утвержден на ставшую для него звездной роль в картине «Мы из джаза».
Однако так блестяще начавшаяся кинематографическая карьера внезапно прервалась. Петр отснялся в эпизоде в ленте «Портрет жены художника» («Правда, потом его вырезали...») и вновь надел военную форму. На сей раз не в кино – в армии.
– Кино же не терпит простоя, и уж кого-кого, а незаменимых актеров у нас точно нет, – говорит Петр Рабчевский. – Меня «сдали в архив». В те совдеповские времена я состоял на учете сразу на четырех ведущих киностудиях страны. На пробы ездил часто, но...
Как оказалось, ни в чем нельзя быть уверенным, даже если утвержден режиссером на роль. Закапризничает «звезда», потребовав исключительно своих людей на площадке, – и никакая успешная проба тебя не спасет.
Второй виток кинематографического романа Петр Рабчевский переживает последние лет пять. Сначала был техническим продюсером в сериале «Общага», затем отснялся в главной роли в фильме «Ребята из нашего города».
– Я играл подполковника ГАИ и страшно раздражал нашего главного «гаишника» Ильина своим видом – он просто не знал, как ко мне относиться. Но было забавно, когда настоящие, а не киношные гибэдэдэшники брали под козырек.
Нынешнее лето Петр Юрьевич опять провел на съемочной площадке. Сыграл роль директора эстрадной звезды в картине Сергея Виноградова «Искушение Титаника». По фильму его героя жестоко избивают.
– Показать снимки? Вы, кажется, хотели использовать их в своем материале...
Напрасно я согласилась: окровавленный полутруп на фотографиях, снятый в разных ракурсах, лишь отдаленно напоминал вальяжно сидящего передо мной собеседника.
– Меня «пытали» в подвале недалеко от Белого дома, грим почти два с половиной часа накладывали. Что, не нужны снимочки для публикации? Жаль, колоритно, по-моему, выгляжу.
К кинематографической славе Петр Рабчевский, как это ни покажется странным, абсолютно равнодушен. Хватило в свое время славы телевизионной, когда вел программы на Городском телеканале.
– Славе надо соответствовать, – считает мой собеседник, – а это дело скучное и утомительное, сродни отдельной профессии.
Сегодня Петр Рабчевский стоит по другую сторону камеры: будучи телережиссером, делает звезд из других. Например, известная ярослав-ская ведущая Юлия Тихомирова – «его рук дело».
– А фильмы со своим участием смотрите?
– Нет, я себе, как правило, не нравлюсь на экране. Говорят, что этот негатив проходит после десятка картин, а я нахожусь еще только в начале своей кинематографической карьеры.