Что нужно сделать, чтобы расположить зрителя к себе? Не заносчивого сноба-интеллектуала, нет, а рядового завсегдатая театральных премьер. Рассмешить, заинтриговать, а в финале продемонстрировать, что не все в этой жизни так плохо, что хороших людей гораздо больше и что из самой запутанной ситуации непременно найдется выход. И Зло будет обязательно наказано, и Добро восторжествует. Пусть зритель смахнет слезу умиления, отбивая ладоши в благодарности за рассказанную ему сказку со счастливым концом.
Все эти три слагаемых заведомого успеха обеспечили блистательную премьеру спектаклю «Странная миссис Сэвидж», состоявшуюся на сцене академического театра драмы имени Волкова.
Сюжет пьесы драматурга Джона Патрика сколь незамысловат, столь и неоригинален: появление луча света в темном царстве обители скорбных разумом пациентов и следующий этому позитивный эффект. Однако именно данная тема становится излюбленной для многих драматургов и режиссеров на Западе, где, как известно, к андеграундным представителям общества относятся с особенным пиететом. Именно этим, не считая, естественно, блистательных режиссерской и актерских работ, обусловлен сумасшедший (уж простите за сравнение) успех таких фильмов, как «Полет над гнездом кукушки» и «Форест Гамп».
Наш же обыватель к тем, кто живет в ином мысленном и душевном измерении, относится в лучшем случае нейтрально, в худшем – демонстративно негативно. Очевидно, именно этой, доминирующей в нашем обществе позицией можно объяснить некоторые зрительские реплики, прозвучавшие в антракте.
– Не нашли ничего лучше, чем поставить пьесу про психушку!
– И не говорите. Они там, в Америке, все давно с ума посходили, и мы туда же тянемся...
Однако вернемся к спектаклю. Трое взрослых детей миссис Сэвидж, каждый – с высоким общественным статусом (сенатор, судья, престижные замужества – у дочери), помещают свою абсолютно здравомыслящую мать в пансион «Тихая обитель». То есть в психиатрическую клинику. Вся неадекватность ее поведения заключается в том, что она, наследница огромного состояния, тратит свои деньги на то, чтобы помогать чужим людям. Однако именно эта «странность» поведения миссис Сэвидж мгновенно располагает к ней всех пациентов «Тихой обители». Почувствовав ее искреннюю симпатию к каждому из них, они выбираются из замкнутого пространства своих мирков, вспоминая забытые ощущения сочув-ствия, любви, желания помочь. Интрига вокруг спрятанного миссис Сэвидж многомиллионного состояния раскручивается хоть и гротескно, но достаточно предсказуемо: жаждущие погибнуть за металл дети посрамлены и осмеяны, а деньги благодаря вновь обретенным друзьям оказываются в руках той, которая некогда основала свой «фонд счастья». Happy end!
Заслуженная артистка России Татьяна Позднякова, исполнившая главную роль, поистине блистательна. Ранимая, бесконечно откровенная, не боящаяся показаться смешной, Позднякова – Сэвидж вызывает мгновенную симпатию. И уже, не отрываясь, следишь за богатейшими модуляциями ее голоса, за абсолютной верой актрисы в предлагаемые обстоятельства сюжета. Порой кажется, что невозможно быть настолько искренней, играя роль. Потому заранее прощаешь предполагаемый тобой в следующей сцене эмоциональный передерг, наигрыш. Но этого не происходит! И уже забываешь о том, что перед тобой актриса Татьяна Позднякова, а всеми силами души тянешься к обаятельной, одинокой, мудрой, не озлобившейся от людского зла миссис Сэвидж.
Попадание режиссера спектакля Людмилы Зотовой в остальные типажи практически такое же стопроцентное. Пожалуй, лишь несколько гротескная интерпретация роли дочери миссис Сэвидж Лилли-Белл в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Исаевой вызывает некоторое внутреннее сопротивление. В этом плане другие дети миссис Сэвидж, представители истеблишмента, каковыми они себя наивно считают, – сенатор (Игорь Сидоренко) и судья (Сергей Цепов) – куда более точны и в эмоциональном посыле, и в органичности перевоплощения.
Трудно выделить кого-то особо из актеров, исполнивших роли обитателей пансиона. Сакцентированные режиссером как заведомо положительные типажи, они максимально раскрылись каждый в своем образе, умело избежав клейма «я – хороший». Однако и здесь максимальную палитру актерских красок продемонстрировала лишь Галина Ефанова (миссис Педди по пьесе).
Спектакль, безусловно, будет иметь долгую и успешную жизнь в репертуаре театра. Отработанные три «кита» стопроцентной успешности, о которых упоминалось вначале, искренняя влюбленность актеров в свои роли, истосковавшаяся по сказкам со счастливым концом душа обывателя – верная тому гарантия.