Колокола участники группы Crash впервые увидели и услышали два года назад, когда приезжали на предыдущий фестиваль «Искусство движения-2004». Их так потряс звук, что по возвращении на родину они решили сделать композицию с колоколами. Но в Америке их не нашлось, как и мастеров по отливке, так что сделали музыканты свои инструменты из газовых баллонов, и получилась настоящая «газобаллонная звонница». Играли на них палочками словно от гигантского металлофона. И звук был действительно такой, что пространство расширилось, вбирая в себя зрителей.
На самом деле фестивальный день начинался значительно раньше первого концерта. С утра в здании ТЮЗа проходили мастер-классы по современному танцу, практикам йоги. Их проводили тренеры из России, США, Венгрии, так что культурный и языковой обмен шел беспрерывно.
Вы спросите, какое отношение, например, йога имеет к танцу? Да самое прямое. Ведь это фестиваль современного танца, где размыты границы «просто» движения и движения «танцевального». Да и акцент ставится не на повторение определенных па, взмахов рук и ног. Главным в современном танце считается передача состояния исполнителя, того чувства, которым он живет во время перформанса, выступления.
В четыре часа начинались и сами концерты. Сначала на малой сцене, чуть позже – на большой. Наша землячка Ольга Швачко заинтриговала зрителей своим соло «Незаметные танцы городского жителя». В ее загадочных перемещениях по сцене, сопровождавшихся гробовой тишиной, чувствовалас некая тайна. Но разгадывать ее было дано не каждому.
«Это психиатрическвая больница или ночь на Ваганьковском кладбище»? – громко вопрошал кто-то в зрительном зале.
Зато всех потряс антимилитаристский танец в исполнении Ференца Фехера. Здесь было все: и нервозная уверенность солдата, марширующего и сжимающего автомат, и агония смерти.
Наблюдая за происходящим на сцене, порой возникало ощущение, что танцоры целенаправленно стараются запутать зрителя. Ведь он привык, приходя на стандартные шоу, что «оближут» с ног до головы, все разложат по полочкам. Думать не нужно. Просто смотри и радуйся жизни. Но на фестивале все всегда не так: нет ничего заданного, понятного. Все схемы по поводу того, о чем данное выступление, переворачиваются, ломаются каждым следующим сценическим событием. Представленное современное искусство движения ориентировано на то, чтобы дать возможность каждому попробовать понять, что такое твоя, моя, их жизнь. Это поиск.