И хотя поющие православные батюшки – явление сегодня, в общемто, не уникальное, ансамбль этот все же неповторим.
Концерты его часто слушают стоя. И не только потому, что в зале не хватает мест. Просто встреча с песнями, что исполняют батюшки, – для когото еще и свидание с юностью, с минувшим временем, ушедшими родными и близкими. Будто зажженная накануне свеча в память о былом... Гамзатовских «Журавлей», фатьяновских «Друзейоднополчан», сурковскую «Землянку» еще недавно распевали на семейных застольях наши отцы и деды, прошедшие дорогами Великой Отечественной.
Вот и у протоиерея Андрея и дьякона Николая отец был фронтовик – любимейший многими в Ярославле священник отец Игорь Мальцев. А протодиакону Георгию Лаврентьеву и самому довелось, хоть и в певческом ансамбле, но хлебнуть солдатской каши. Может, от того и пробирают слушателей до косточек их «Офицеры» или «Когда мы были на войне».
– Хочется, чтобы молодежь узнала эти песни, вникла в суть слов и мелодии, характер произведения. Будь то лирическая или патриотическая, песня тех лет учит светлому, нежному, настоящим человеческим чувствам, в том числе и патриотизму, без которого нет и духовности, – поясняет диакон Дмитрий Поляков.
Есть у ансамбля и одна общая любимая песня из этого советского репертуара. Называется она «Наши любимые» и звучит почти на каждом выступлении. Однако родился ансамбль все же из клиросного, духовного пения. Каждый из отцов прошел его строгую школу. И усвоил в ней главное: человек – это творение Божие, а пение в храме – богословие в звуках. Наверное, только поняв и осознав это, и можно прийти к тому, о чем рассуждает иподиакон Алексей Попов:
– Голос находится в человеке, как в храме. И если храм этот действительно духовный, Божий, то и голос звучит осмысленно, он, как самый совершеннейший звуковой аппарат, может воздействовать на человека даже на физиологическом уровне... Не случайно люди, иногда впервые зайдя в церковь на богослужение, неизъяснимо для них буквально плачут...
Плачут слушатели, бывает, и на их концертах, тронутые проникновенными голосами и исполнением. Сколько уж таких выступлений было! Самое большое состоялось на фестивале самодеятельной песни на Куликовом поле в прошлом году. Там тогда собралось пять тысяч слушателей. Потом были концерты в храме Христа Спасителя в Москве и в нашем Волковском, выступления у сельских храмов.
Часто после выступлений окружают батюшек благодарные слушатели, спрашивая при этом: можно ли носить крестик, купленный в магазине, а не в церкви, можно ли взрослому человеку окреститься...
– Это и есть главное для нас – нести проповедь о христианстве, – говорит отец Георгий. – Мы ведь не должны замыкаться только в молитве, а, участвуя в жизни Церкви таким образом, помогать людям прийти к Богу.
Вот только подготовиться к каждому выступлению, как это бывает у настоящих артистов, протоиерею Андрею Мальцеву, протодиаконам Георгию Лаврентьеву и Николаю Мальцеву, дьякону Дмитрию Полякову и иподиакону Алексею Попову не удается. От текущих служб, не говоря уж о праздничных, владыка их, даже при том, что поддерживает во всем, не освобождает. Так что репетируют чаще в автобусе, чем в зале, когда едут к своим слушателям.
Наталья Поэтесса | 16.02.2017 в 02:10 | ответить0
Памяти друга Кирилла, певшего в церкви Ярославля и погибшего от поезда родилась эта песня www.stihi.ru/2017/02/16/657 Музыку создаст друг Кирилла, Евгений Воронин