четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 10 августа 2004

Валерий СМИРНОВ: «Все сложилось, как сложилось»

Артист театра имени Ф. Г. Волкова Валерий Смирнов начинает театральный сезон в новом звании – заслуженного артиста России. Ярославский зритель ведет знакомство с этим актером с 1986 года. А он ведь наш, родной, ярославский. В 1966 году, удивив маму с папой, мечтавших о медицинской карьере для сына, стал студентом только что открывшегося в городе театрального училища.

автор Марина ШИМАНСКАЯ.

 

– В театральное поступил по лени, экзамены в училище были в июне, а в остальные учебные заведения – в августе. Сдал экзамены и без особого труда прошел. Родители меня долго не понимали, для них эта профессия была какая-то заоблачная, не соотносящаяся с их сыном и повседневной жизнью. Только когда посмотрели меня в «Панфиловцах», «Стакане воды», в которых я был занят студентом, успокоились. Мой выбор заразил и брата, он тоже выбрал эту профессию. В общем, было у мамы два сына, да и те артисты.

– Первый курс был первым не только для вас, но и для ваших учителей. В чем это проявлялось?

– Наши учителя жили вместе с нами. Это была их первая любовь. Они относились к нам как к своим детям, а мы к ним – как к родителям. Да и звали их – мама Наташа (Н. И. Терентьева. – Авт.), папа Сережа (С. К. Тихонов). Мы застали Белова, Чудинову.

– Вы вспоминаете их с таким восхищением! Нет ощущения, что в наше время артист обмельчал?

– Нельзя сказать, что все выродилось. И сейчас есть хорошие актеры. Конечно, по-явились такие, у которых, как говорят, деньги лежат в другом банке. Есть те, кого профессия не очень затрагивает, фанатов остается меньше. Это печально.

– Как за сорок лет изменился процесс работы над ролью?

– Основы подхода те же, что и раньше. Мои учителя что-то такое во мне повернули, и я всегда – с молодости и по сей день – к своей профессии отношусь очень серьезно. Сергей Константинович Тихонов говорил: «Научить нельзя, можно направить». Направили, дали школу. А с годами просто меньше становится эмоций, работаешь над ролью спокойнее. Уже знаешь больше штампов. Когда начинал, партнеры часто говорили мне: «Тебя на сцене много». Сейчас работаешь с драматургией, с партнером, а в молодости переполняли чувства, хотелось выразить себя.

– Почему сразу после окончания училища вы уехали из Ярославля?

– Молодому артисту надо много играть. Вот мы и отправились строить свой театр в Великие Луки. Нас, ярославцев, было девять человек. Репертуар у нас был шикарный! Островский, Шекспир, Шиллер... Это было наше станов-ление.

– Из такого богатого репертуара какая роль была самой удачной и любимой?

– В 35 лет – самый расцвет для актера – я сыграл в пьесе «Версия» роль Блока. Все коллеги, друзья, моя жена, актриса Ирина Чельцова, которая старается беспристрастно оценивать все мои роли, считают, что это моя лучшая роль во все времена. И сам чувствую, что лучшего я ничего не сыграл, может, уже и не сыграю. В той роли сошлось все. Я очень люблю поэзию, очень люблю то время. Пьеса на стыке времен, революция. А мы тогда все в жизни были революционерами. Очевидно, все это нашло отклик в душе, и роль получилась.

– Всегда ли совпадает ваша оценка своей работы с оценкой зрителей, критики, коллег?

– Нет, не всегда. Об одной из самых любимых моих ролей – Карандышеве – написали такое, о чем мы с режиссером никогда и не думали. Иногда самому кажется, что роль получилась, и она нравится, а критика принимает не очень. Но ведь чужое мнение – это всегда фантазия на тему. Так что отношусь к этому спокойно.

– Как из Великих Лук вы попали в Гомель?

– Нас пригласил туда режиссер Попов. Ирина приехала на роль Дездемоны. Я тоже был много и интересно занят. В Гомеле мы проработали 16 лет. После чернобыльской аварии вернулись в Ярославль. Здесь уже и родители требовали внимания и помощи.

– Вы вернулись в Волковский через двадцать лет зрелым артистом. Вы изменились, а театр?

– Конечно, это был другой театр. Вообще, театр всегда меняется с уходом большого художника. Но мы приехали, когда еще играли старые актеры – Раздьяконов, Тихонов, да и до сих пор на сцене Терентьева, Солопов. Мне не показалось, что театр упал. Волковский по сравнению с другими театрами всегда был на вы-соте.

– Ваш ярославский период, каким он стал?

– Я играл достаточно. Последнюю свою роль – в «Волках и овцах» – с удовольствием. Хотя нельзя сказать, что здесь меня закидали ролями. Были и такие руководители, которые меня в этой профессии не видели. Когда у нас был застой, играли в театре при художественном музее. Чтобы не потерять профессию, делали там моноспектакли. На 250 лет смерти Пушкина поставили спектакль, с которым объехали всю Европу.

– Есть ли роли, о которых вы мечтали или мечтаете?

– Я не мечтатель. Конкретной роли, которую я бы хотел сыграть, пожалуй, нет. Но я очень люблю поэзию. Хотелось бы сыграть что-то лирическо-поэтическое, с надрывом.

– Что самое обидное в профессии сегодня?

– Непонимание того серьеза и затраты тех жизненных сил, которых требует от нас профессия. Работаем сердцем и нервами. Кто сильно тратится, тот быстро сгорает. Сейчас некоторые зрители, когда узнают, сколько мы получаем, считают нас ненормальными. Правда, есть и другие, которые убеждены, что мы занимаемся необыкновенно возвышенным делом. А по-настоящему оценивают наши душевные затраты немногие. Актер иногда остается на долгие годы без роли, но продолжает ждать, надеяться и верить в себя. Порой роль так и не приходит, и это всегда травма.

– А что остается самым приятным в профессии?

– Хорошо сыгранный спектакль. Тогда идешь домой окрыленный. Чувствуешь, что живешь не зря. В нашей профессии самое приятное – любовь зрителей и их аплодисменты. Это главная оценка труда, таланта.

– Ваше отношение к профессии с годами меняется?

– Пожалуй, нет. Я по-преж-нему с удовольствием выхожу на сцену. Хотя кому-то в моем возрасте наше занятие уже поднадоело. Говорят, что это женская профессия. Может быть. Но это моя профессия.

– Дети, внуки не думают связать свою жизнь с театром?

– Сын так насмотрелся на кочевую актерскую жизнь, что никогда в актеры не собирался. Наши дети – это несчастные люди. Первое, что сын попробовал на вкус, – грим. Он всегда был с нами – в театре, на гастролях. Часто его подкидывали бабушкам. А вот внук такой жизни не знал, у него нормальные родители. Он выходит на сцену в «Рождественских грезах», «Ревизоре», «Цилиндре». Получает от этого большое удовольствие.

– Ваша семья, наверное, в своем роде единственная в театре. Сорок лет вместе – такое и в жизни встречается нечасто, а уж в театре... Секрет знаете?

– Это Бог, это судьба. Мы с Ирой дополняли друг друга. творческой зависти не было. Мы оба ярославцы, мы одной школы, в общем, того, что сближает, всегда было больше. Нас свела судьба.

– У меня такое ощущение, что звание немного подзапоздало. Вам самому так не кажется?

– Конечно, в 35 лет радости было бы больше. Но все сложилось, как сложилось. Спасибо, что не посмертно.

Такой грустной шуткой закончился разговор с артистом. И если о присуждении звания можно пошутить, то об актер-ской реализованности шутить не хочется. Для каждого актера это интимная, а иногда и очень больная тема. И хотя Валерий Смирнов – крепкий актер, старой ярославской школы, после разговора с ним не покидает ощущение его актерской нереализованности и еще не растраченного творческого потенциала. И пусть позади 40 лет на сцене, звание заслуженного артиста – не итог, а лишь запоздалое признание. И лучшие роли – только те, что впереди. Будущим живет каждый артист, даже если не признается в этом самому себе. И это единственный стимул, чтобы и в 60, и в 70 с удовольствием выходить каждый вечер к зрителям.

Читайте также
  • 30.03.2012 Звания и премии служителям МельпоменыВ Международный день театра жюри подвело итоги III областного фестиваля профессиональных театров. Церемония вручения премий состоялась на подмостках первого русского театра.
  • 28.03.2012 В Ярославле в День театра вручали награды27 марта в Театре им. Ф. Волкова прошла церемония вручения премий III Областного фестиваля профессиональных театров.
  • 06.12.2011 «Мы не можем жить без страданий» Гостем нашего ТЮЗа стал знаменитый Леонид Кулагин – народный артист, лауреат Государственной премии России. Больше четверти века верой и правдой
  • 20.11.2010 Владимир Гусев: «Я – исключение из правил»Вот ведь как бывает: мечтает человек в детстве стать капитаном дальнего плавания, в юности подаёт серьёзные надежды на научном поприще, а потом судьба
  • 05.10.2010 По сравнению с 1925 годом Незадолго до юбилея народного по официальному званию и зрительскому признанию артиста Владимира Солопова на встрече с театральными деятелями России едва
  • 20.05.2010 Игорь ЯСУЛОВИЧ: «Всегда оставаться самим собой»Последний из могикан высокой театральной эксцентриады, местоблюститель прерванных традиций мейерхольдовской и таировской школ... Так сегодня отзываются
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают