У заслуженного художника России москвича Сергея Андрияки состоялось свыше 200 персональных выставок, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в престижных залах Анкары и Берлина. Но дотуда нам, провинциалам, добраться нелегко. Сейчас же несколько десятков работ сорокавосьмилетнего мастера выставлены в зале Рыбинского музея-заповедника.
Неискушенный посетитель выставки сразу и не поймет, что перед ним акварели – столь сложны по колориту и порой монументальны картины. Андрияка работает в одной из самых трудных изобразительных техник – многослойной акварельной живописи – и владеет ею виртуозно.
Но поражает в первую очередь не виртуозность техники, а глубина и широта владения традициями русской живописной школы. «Вечер в Калуге» заставляет вспомнить Поленова, «Месяц» – академика Куинджи, «Тишковский мостик» – Левитана и «Старые книги с синим бархатом» – казалось бы, навсегда утраченное мастерство Рокотова и Брюллова. Но «Летний ручей» уже звучит напоминанием о Сезанне.
Удивительны возможности многослойной акварели: реалистические мотивы она переводит на язык постимпрессионизма. Легкость водяной краски заставляет парить облака. И потоки воды явственно льются в «Дожде», и речная гладь колышется в этой картине. А «Сирени» не могут не напомнить о Кончаловском, но насколько они у Андрияки воздуш-ней, естественней и свежей.
Вот и «Церковь Троицы на Пятницкой», мимо которой в свое время я проходил десятки раз. Проходил и что-то недоглядел в ней. Подумав, понимаешь, что свежесть взгляда художника – это проникновение в некую тайну. Пейзаж «Сарайчик» – засыпанное снегом строение в сугробном деревенском захолустье. Что может быть обыденней и проще? Но почему-то, глядя на эту работу, ощущаешь чистую нежную душу России. И в каждой картине явлена эта душа, только в ином ракурсе, в ином повороте.
Вот «Иверские ворота»: вверху мятежное зелено-розовое небо, а в глубине часовни – в тревожно-красных бликах свечей библейский силуэт женщины, возносящей молитву Богу. И вспоминаешь, как Блок писал о Росии:
...Пускай заманит и обманет,
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Может быть, именно это постижение вечной России и рождает тот ясный и сильный свет, который исходит изнутри каждой картины художника.
Выбравшись на Соборную площадь Рыбинска и глядя на притоптанную глину не облагороженной плодородной землей клумбы, из которой пробились и квело цвели чахлые ноготки, я подумал: насколько же они неестественней «Ноготков» Андрияки. Да, в том и отличие художника от копииста с натуры, что он не фотографирует реальность, а преображает ее, вдыхая в нее силу духа человече-ского, чтобы мы увидели, какая она есть на самом деле – эта примелькавшаяся нам реальность, если посмотреть на нее с высоты духовных помыслов.