Центральным моментом обширной программы, собравшей на главной, Успенской площади и прилегающих улицах, кажется, всех жителей от мала до велика, стало открытие памятника-часовни защитникам Отечества. Защитникам «во все времена», как выбито на камне, лежащем у подножия мемориала.
Накануне часовня была освящена благочинным о. Иоанном во имя Михаила Архистратига, покровителя воинства. Она встала практически на том же месте, где когда-то стояли церковь святого Георгия, тоже покровителя воинов, и Александровская часовня, установленная во славу угличан, уча-стников Крымской войны.
Угличане сражались на Куликовом поле, под Севастополем, в первую мировую, в Великую Отечественную, в нынешних горячих точках.
– Только с Великой Отече-ственной не вернулись более 8 тысяч угличан, – сказал на торжестве ветеран Василий Галаганов. – Их прах покоится не только в России, но и в Белоруссии, на Украине, в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Ав-стрии, Германии. Теперь здесь можно отдать дань их памяти.
Памятник строили всем миром, напомнила глава муниципального округа Элеонора Шереметьева, угличане собирали деньги, участвовали в благоустройстве парка.
– Позади остались годы, когда мы не верили в возможность восстановления нашей Родины, и сейчас самое время вспомнить тех, кто отдал за нее жизнь. Это были великие воины и великие патриоты своего государства. Вечная им память, – поклонился мемориалу губернатор Анатолий Лисицын.
Под звон колоколов, салют и оглушительный выстрел из маленькой старинной пушечки спадает белое покрывало. Памятник из черного с коричневым мрамора, увенчанный позолоченным навершием с фигуркой крылатого воина, смотрится по-богатырски мощно.
Торжественная часть плавно переходит в театральное представление. На площади сражаются русские воины, одетые в шлемы и кольчуги. Заслоном перед памятником встают в длиннополых кафтанах ополченцы Минина и Пожарского. Проносится конница 1812 года, восхищая зрителей головокружительной джигитовкой. В заключение по площади проходят воины соседнего гарнизона, чеканя шаг и держа равнение на памятник предкам.
– Для меня каждый День города – как экзамен, когда надо доложить людям, что сделано, – признается Элеонора Шереметьева.
В этом году угличскому начальству краснеть не приходится. Посвежели здания в центре города, преобразился парк, открылись новые музеи – частные и муниципальные. Они растут здесь как грибы, возвращая жизнь старым домам и привлекая публику. На самом бойком месте при входе в Кремль нарядный деревянный особнячок с кружевными наличниками превратился в музей городского быта. Внутри он еще пахнет свежим деревом: лестница, перила, полы – все новое, а экспонаты из прабабушкиных сундуков предоставил из своих фондов, не доступных ранее публике, Угличский историко-художественный музей.
Но гвоздь программы в этот раз – открытие в здании дореволюционный Думы музыкальной гостиной. Почетная миссия перерезать вместе с главой красную ленточку была предоставлена знаменитой оперной певице Любови Казарновской, специально приехавшей для этого в Углич.
Недавно решением углич-ских депутатов Элеонора Шереметьева и Любовь Казарновская были удостоены звания почетных граждан города. Во время праздника при большом стечении народа им были вручены удостоверения и алые ленты через плечо с соответ-ствующей надписью. В черном концертном платье и палантине, расшитом золотом, с алой лентой через плечо певица при ближайшем рассмотрении казалась хрупкой и очень молодой. Слухи о том, что она будет петь на открытии музыкальной гостиной, правда, не подтвердились. Впрочем, собравшимся была предоставлена приятная возможность наблюдать Казарновскую в качестве хозяйки. Она непринужденно справилась с некоторой неловкостью, увидев в гостиной два больших одинакового размера портрета маслом – Прасковьи Жемчуговой и свой собственный: поблагодарив, Любовь Юрьевна сразу же взяла на себя роль ведущей музыкального вечера, тут же уточнив:
– Пушкин определил, что такое салон. Это персона и адрес. Теперь у меня есть адрес, куда я могу пригласить всех, кому дороги история России и настоящая, большая музыка.
Персональная улыбка и поцелуй достались спонсору Вадиму Соловьеву за великолепный белый рояль для гостиной. Казарновская призналась, что боялась что-либо сказать о нем, пока не услышала, «что звучит он превосходно».
– Влюбленная дружба – есть такое панятие у французов, – сказала Элеонора Шереметьева. – Дай бог, чтобы наша дружба развивалась и нарастала. Все уходит, а культура остается. Надеюсь, что наши встречи будут традиционными.
Казарновская привезла с собой молодых певцов и, предваряя выступление каждого, говорила что-то интересное о нем и о той музыке, которую предстояло услышать. Александр Коренков, Алена Болотова, Олег Рябец, концертмейстер Алексей Нестеренко оказались вполне достойными высокого покровительства. Казарновская не побоялась и слегка пощекотать публику. Представляя обладателя голоса уникального тембра, контр-тенора Олега Рябеца, она объяснила, что «контр-тенор – это когда в мужском теле женские голосовые связки, раньше так пели кастраты, но Олег не кастрат». Сообщила, что покупала его записи в Японии и что Рябеца знают в Японии, во Франции, в Италии, а в России его не знают. Для угличан Олег исполнил арию Керубино и арию графини из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», спел дуэтом с Александром Куренковым – это было что-то.
В общем, Любовь Юрьевна дала понять, что концертных банальностей не признает и в Угличе под ее патронажем их явно не будет.
Сама она спела в тот день только одну вещь днем, на площади перед народом. А поздно вечером народ ублажал Олег Газманов.