Правда, юмор тут вряд ли уместен. У этой бородатой молвы довольно серьезная подоплека. О том, что театр в Ярославле поставлен немного «не на том месте», на засыпанном русле речки Нетечи и на выровненном кре-пост-ном валу, горожанам известно было еще... с пушкинских времен.
Фундамент и стены первого здания театра, возведенного в 1820 году, так нещадно «гуляли», что купец Алексеев, некоторое время спустя откупив его, счел за благо выстроить новое. Но и оно едва выдюжило до начала следующего столетия. Тогда-то и появилось ны-нешнее.
Отдадим должное его строителям: заложенную предками под цоколь «мину замедленного действия» они попытались обезвредить. Фундамент в проекте Николая Спирина был положен с учетом подземного рельефа.
Но и это не избавило здание от усадок, а стены от трещин. Невидимое русло Нетечи (позже выяснилось, что их было даже два) продолжало свою активную жизнедеятельность, то пересыхая, то превращаясь в подземное озеро. К тому же под асфальтом, положенным вокруг театра, возник опасный для его цоколя парниковый эффект.
С тех пор сменилось у нас несколько политических эпох, прошли две реконструкции Волковского театра. В обоих случаях не обошлось без грандиозных авралов. Торопились сдать важный объект к круглым датам – сперва к полувековой годовщине Октябрьской революции, потом, тридцать лет спустя, к 250-летию самого театра. Так спешили, что было не до «геологии». Прямо в русле Нетечи умудрились соорудить своеобразную плотину для грунтовых вод – подземную вентиляционную камеру с воздуховодами и насосами.
Рассчитанную на год программу обследования несущих конструкций, разработанную под руководством специалиста экстра-класса профессора Евгения Пашкина, растянули года на три. Предусмотренные ею инженерно-геологические изыскания до конца проведены не были. Тогда на помощь театру поспешил Ярославский центр обследования и усиления зданий и сооружений: предложил службе заказчика не менее точный, чем бурение шурфов (и более дешевый), сейсмогеологический способ исследования надежности грунтового основания фундамента.
Заключение исследователей, как рассказал нам один из них – заслуженный изобретатель России Александр Певзнер, «было неутешительным»: историческое здание обречено на медленное разрушение.
«Что, денег не хватило?» – спросил четыре года назад гость театральных юбилейных торжеств президент страны Владимир Путин, кивнув на недокрашенные стены Волковского театра. Понятно, деньги на маляров и краску вскорости нашлись.
Стенам, можно сказать, крупно повезло. Хуже с многострадальным фундаментом. Дирекция, учредители театра (а их, напомним, целых три: Министерство культуры РФ, администрация области и мэрия Ярославля) знают предмет досконально. Но денег на «геологию», как всегда, не хватает. Однако же экономить на ней недальновидно, а теперь и просто рискованно.