Лучший друг Мумми-тролля Снусмумрик (про этих трогательных героев шведская писательница Туве Янсон придумала много забавных и поучительных историй) однажды внушал своему приятелю: «Никогда не крась только потому, что у тебя осталась краска».
Эта фраза пришла мне на ум, казалось бы, совершенно не к месту, при недавнем посещении выставочного зала Союза художников, где прошел вернисаж «Художники Костромы». Правда, в применении к конкретному мероприятию фраза несколько трансформировалась: не стоит устраивать выставку только потому, что у тебя пустует зал.
Традиционное летнее затишье в культурной сфере – вот основная причина спонтанного появления у нас в гостях художников Костромы. Об этом вскользь упомянул председатель ярославского отделения Союза художников Александр Карих: «Посмотрели в планах – вдруг «окно» образовалось. Вот и кликнули клич – кто хочет у нас выставиться?» Самыми шустрыми оказались костромичи. Похватали в своих мастер-ских первое, что на глаза попалось, и привезли в Ярославль. Нет, подо все представленное, безусловно, подведена серьезная искусствоведческая платформа – дескать, поскольку выставка посвящена 60-летию Костромского союза художников, то и творчество соседей надо продемонстрировать наи-более полновесно. В результате представили 90 произведений от 60 художников. Широко и полномасштабно получилось. Но вот как все это представлено – другой вопрос.
Экспозиционирование – это отдельное искусство. И владеют им далеко не все. Самые прекрасные работы можно расположить так, что лишь кровно заинтересованный в просмотре этих полотен зритель сможет получить хоть какое-то удовольствие. В нашем же случае картины, скульптуры и ювелирные изделия костромичей (многие из них дей-ствительно великолепны) представлены в такой какофонии, что диву даешься.
– Хватай мешки, вокзал отходит, – так прокомментировал эту экспозицию один из посетителей.
Тканые коврики соседствуют с иконописью, рядом цар-ской красоты колье из драгоценных камней... Изящные, нарядные костюмы нелепо смотрятся на фоне полнометражных полотен (ни холста, ни красок не пожалел автор) в духе соцреализма. И дело даже не в том, что полотно, датированное 2002 годом, выглядит так замшело и кондово, будто провалялось в мастерской художника не один десяток лет, а тут представился случай – вот и выставил. Просто непонятно, зачем вообще это плакатно-пропагандистское искусство в духе «Рабочего и колхозницы» выставлять, да еще везти эдакую громадину – метра два с половиной в длину будет – в другой город... Тут же в от-дельной витрине расположились керамические тарелки, а рядом – вполне авангардная скульптура. Словом, Ноев ковчег – каждой твари по паре.
Здесь самое время вспомнить о таком простом на первый взгляд понятии, как стиль. Владимир Даль, автор толкового словаря живого великорусского языка, давая определение слову «стиль», сравнивает его с понятиями «вкус и манера». В литературной энциклопедии в пространной статье, посвященной стилю, читаем: «Единство, связанность, взаимозависимость сторон и элементов существует не только в отдельном произведении искусства, но ... и в любом создании рук и ума человека. Однако далеко не все они обладают стилем и рассматриваются с этой точки зрения».
Экспозиционирование произведений искусства – это как раз то дело, в котором без чувства стиля никак не обойтись. Здесь важно не только то, ЧТО ты показываешь, но и КАК ты это делаешь. В данной конкретной выставке экспозиция сделана в стиле блошиного рынка – «матрешки вперемежку с тельняшками», говоря песенным языком Александра Розенбаума. Тоже стиль, безусловно, имеющий право на существование, но не в рамках выставочного зала Союза художников. Посему и отношение к выставке – соответствующее. Многие посетители, даже не дослушав торжественных речей, полагающихся на открытии экспозиции, бросив несколько взглядов по сторонам, поспешили ретироваться в соседний зал. Вот там действительно открылась блестящая с точки зрения построения выставка – «Эмаль. Творчество. Художник» называется.
И что самое удивительное, выставка эта тоже приглашенная – она прибыла к нам после окончания традиционного, восьмого по счету, международного симпозиума эмальеров, который проходил в Ростове Великом. Значит, монтировалась она в той же спешке, что и выставка костромичей. Но от одной экспозиции до другой – дистанция огромного размера.
Может быть, дело в том, что один из устроителей этой выставки и руководитель симпозиума, известный в России эмальер Михаил Селищев предпочел качество экспонатов их количеству, может быть, сказалась «однородность материала» – эмали... Но, согласитесь, зритель по большому счету не должен ломать голову над тем, как с технической точки зрения устроена выставка. Он должен просто получать наслаждение от представленного на ней. На выставке эмалей действительно есть чем порадовать посетителей.
Авторы из разных городов – Алексей Веселкин из Суздаля, ярославец Михаил Бекетов, заслуженный художник России Григорий Дервиз из Москвы и, разумеется, сам Михаил Селищев – представили очень стильные и в то же время очень разные работы – от классического ню до абстракции. А посетители вернисажа, увидев, какой разноплановой может быть эмаль, уже выбирали себе автора по вкусу и наслаждались им в полной мере.
Заметьте – та же многочисленность художников, то же разнообразие стилей и жанров, а воспринимается совсем по-другому. Это ли не свидетельство того, что такой профессии, как экспозиционер, тоже надо учиться?