Объятия оказались невозможны из-за постоянно меняющихся в руках Татьяны Витольдовны букетов. Сотрудники центра перехватывали дизайнерские навороченные охапки, но, поскольку череда дарителей не убывала, упорядочить цветочный поток так и не удалось. Причиной изобилия подарков послужила круглая дата – центру современного искусства «Арс-Форум» исполнилось десять лет. По этому поводу и была устроена «скромная» (на этом прилагательном не раз в течение вечера пытались заострить внимание хозяева праздника. – Авт.) домашняя вечеринка для друзей центра.
Усомниться в ее «скромности» меня заставили следующие обстоятельства. Во-первых, три новых вернисажа, открывшиеся одновременно в залах центра.
Во-вторых, против этого играли персоны гостей. Присутствовали (и явно не по долгу службы, а по велению души, это было видно невооруженным глазом) директор департамента культуры администрации области Юрий Иванов, начальник управления культуры города Валентина Зарецкая, доктор филологических наук, профессор Маргарита Ваняшова, директор художественного музея Надежда Петрова и прочая. Перечислить всех поименно просто невозможно.
Торжественным речам, казалось, не будет конца. Юрий Иванов, ударившись в воспоминания, упомянул, что когда Татьяна Витольдовна пришла в департамент культуры с идеей организации галереи, «дело для нас было незнакомое, новое. Мы поддержали, но так до конца и не представляли, что из этого получится. А сейчас центр занял свою культурную нишу в пространстве города и области».
– Здесь могут выставиться те художники, кого не могут принять академические залы музеев. Эта всеядность...
– Я надеюсь, – перебила директора департамента Татьяна Кравчук, – вы имеете в виду всеядность в хорошем смысле этого слова.
– Ну конечно, – не растерялся Юрий Александрович. – О чем может идти речь у культурных людей, в культурном месте.
Мемуарную тему поддержала и Валентина Зарецкая, напомнив, что крестным отцом центра стал Ярославский художественный музей и как буквально плакала директор музея Надежда Петрова, «отдавая на сторону такого ценного специалиста, как Татьяна Кравчук».
Художественный музей иначе, чем «корни» и «гнездо» (в том смысле, что центр – это птенец, появившийся на свет в стенах – «гнезде» – музея), в этот день и не называли. Надежда Петрова подтвердила, что они дружно «хлюпали носами» при расставании, а сейчас, будучи организациями с одинаковой спецификой деятельности, «не соперничают, а дружат». Отметился с речью и Михаил Бурунский (в контексте домашней вечеринки – «отец-основатель» центра, на самом деле – председатель совета директоров). Он признался, что когда родилась идея центра, он подумал: «Дело хорошее, но нежизнеспособное. Ладно, поиграем полгодика и перестанем. Но вот уже десять лет, а мы все не наигрались».
В таком мемуарно-приподнятом настроении гости и хозяева перетекли в другой зал и приступили к церемонии разрезания юбилейного торта (на снимке). Сначала честь по чести было зажжено на нем десять свечей. Загадав желание, тушили крохотные огоньки втроем – виновница торжества Татьяна Кравчук, хозяйка «гнезда» Надежда Петрова и «отец-основатель» Михаил Бурунский. С бокалами в руках и бисквитно-кремовым великолепием на тарелках все устроились смотреть фильм. Он был снят по одной из последних выставок, с большим успехом прошедшей в залах центра, ее автором была костромская художница Елена Воинова. Одновременное пиршество души и желудка привело всех в умильно-целовальное настроение. Провозглашались тосты и здравицы центру, директору, «отцу-основателю» и каждому художнику поименно.