Наверное, ни одна студентка театрального вуза не мечтает об амплуа характерной актрисы. Все – героини. Поэтому в любой труппе немало соперничающих между собой в красоте италанте героинь, а характерная актриса, как правило, одна. Рина Зеленая, Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, сыгравшие множество эпизодических ролей, пользовались такой зрительской любовью, о которой многие известные актрисы-героини немогли и мечтать.
Характерных любят особенно. Нежно, пронзительно. В труппе Волковского театра тоже есть актриса, которую зритель любит по-особенному. Это заслуженная артистка России Ирина Сидорова. В ее жизнь театр вошел, казалось, совершенно случайно. Хотя, как теперь убеждена Ирина, все случайности в жизни закономерны. А тогда высокую, худенькую десятилетнюю девочку исключили как неперспективную из секций плавания и гимнастики. И она пошла в театральный кружок Дворца пионеров. «Навсегда и застряла», – подводит итог своим детским поискам Ирина. По крайней мере вопроса о занятиях в свободное время больше не было.
Выбор профессии – дело другое. Серьезное. Год занятий на курсах в педагогическом институте угрожал карьерой школьной учительницы географии. Неуверенность в себе, которая и сейчас есть в характере, а тогда была размеров невероятных, не позволила сразу подать документы в театральное училище.
– Я очень боялась провала. Думала, пусть лучше мечта останется. Пришла на последнюю консультацию. Подала документы. Потом тур-тур-тур – и поступила.
Домой не шла – летела. Родные в ожидании результата экзаменов не могли находиться в квартире – ждали ее на балконе. Вышла из трамвая – махнула им. Отец выбежал встречать на улицу. Он всегда главный участник ее творческих успехов и переживаний. Маму больше волнует не актерская, а женская ее судьба.
Домашняя девочка с длинной косой оказалась на курсе Владимира Александровича Воронцова. Первая встреча с ним ярко обозначена в памяти:
– Когда я стояла – высокая, большая, меня спросили: «Сколько лет?» Я ответила: «Шестнадцать». Он поднял голову и удивленно: «Сколько-сколько?» Он не просто помогал стать собой, он формировал. Только спустя годы пришло понимание, как много времени, души он подарил каждому. Счастье, что я попала к нему. Это и педагог, и режиссер, и мощная личность. Мы обожали его, он обожал нас.
Спустя годы Ирина определит его место в своей жизни – рядом с родителями. Первые роли в студенческие годы сыграны в Волковском. «Агент-007», «Гроза», «Трехгрошовая опера». На актеров смотрела как на богов. Деления на хороших и плохих не было, все – боги.
– В «Агенте» у меня был трюковый номер. Я сидела на трапеции и плакала. Слезы катились по лицу и капали на сцену. Плакала от страха и восторга. Очень боялась не оправдать надежды Владимира Александровича. Я даже говорить не могла нормально – заикалась.
С тех первых ролей Волковский – родной дом, единственная любовь. И хотя сразу после окончания училища работала семь лет в ТЮЗе, но таким дорогим он не стал.
– Главный закон жизни в театре – надо его любить. И хотя это банально звучит, да и каждый актер скажет – люблю, но без этой любви здесь делать нечего. Сейчас актерская профессия не так престижна, как 20 лет назад, но без нее нет жизни.
За два десятка лет в театре сыграно много. Ей не приходилось годами ждать своей роли, судьба была благосклонной. Но среди множества женских ликов, через которые говорила со зрителем актриса, к двум – самая большая любовь:
– Мне никогда не приходилось играть героинь. Я прежде всего характерная актриса. И вдруг – Асенкова в «Зеленой карете». Это вся моя любовь и нежность. Очень важна для меня и Анна Петровна из «Платонова». Роль давалась довольно тяжело. Но чем тяжелее дается, тем дороже. Это громадная драматическая роль, сложнейшая. Ничего подобного по мощи играть не доводилось.
Очень удачны последние роли Ирины в театре:
– Обожаю «Дворецкого». Знаю, что не всем нравится этот спектакль. А для меня все, что с ним связано, окрашено личностью режиссера. Общение с Александром Самсоновичем – такая радость. Я бы могла и не играть в спектакле, а просто сидеть на его репетициях.
Как ни относись к «Дворецкому», не признать, что Ирина в своем поиске любви очень правдива, естественна и трогательна, просто невозможно. Те же женские проблемы – усталость от одиночества, ожидание любви – написаны актрисой в «Пылком влюбленном» совсем иными красками, но неизменно ярко и талантливо. Ее появление на сцене в «Къоджинских перепалках» зритель приветствует аплодисментами. Несуразная, лохматая, в драных одеждах, героиня Ирины борется за счастье и справедливость самыми простыми способами – драками и руганью. В зале стоит не смех – стон. В паре с великолепным Валерием Кирилловым они легко и талантливо ведут спектакль, зажигая своим темпераментом партнеров.
Из 40 прожитых лет 20 – на сцене Волковского. Согласна, что в провинции работа в театре – ловушка. Пришел – и живи, а не сложится – уйти некуда. Но эта проблема ее не волнует:
– Я счастлива быть в этой ловушке. Я люблю этот дом, и моя жизнь без него уже невозможна.