В какой-то момент наши умные речи прерывает свалившаяся прямо под ноги котовасия. Клубок из лап, хвостов и ушей разбивается о монолит нашей компании и превращается в стайку жутко симпатичных котов. Их у Романовых целых семь. Последнее прибавление кошачьего семейства – полосатенькие Чук и Гек, совершенно неразличимые – очередной самаритянский поступок дочери Романовых Анжелики. Талантливейшая художница, студентка театрального института просто не может пройти мимо этих грациозных созданий – всех тащит в дом.
Однако приехали мы к Романовым вовсе не за тем, чтобы пересчитывать котов. Творческий семейный альянс заканчивает очередной берестяной шедевр, изготовляемый по заказу ведущей шведской галереи Parareal gallery, который в марте будущего года станет одним из экспонатов самой престижной в Европе и Скандинавии выставки произведений современного искусства. Всего три ежегодных вернисажа подобного уровня проходят во всем мире, один из них – в Стокгольме. И наши некрасовцы Романовы уже в третий раз – единственные из России художники! – собираются принять в нем участие.
Каждый раз по заказу владельца этой галереи «русского шведа» Геннадия Калиниченко Романовы ваяют огромный, в два-три метра, арт-объект из нескольких тысяч крошечных кусочков бересты. В нынешнем сезоне русские умельцы собираются явить искушенной европейской публике...берестяную бабу. Рост у нее вполне человеческий – 164 сантиметра, а вот габаритам рукотворной прелестницы могут позавидовать иные кустодиевские красавицы.
Несмотря на предварительный эскиз, набросанный владельцем галереи, Романовы все переиначивают на свой лад, исходя из фактуры материала.
– Заказываешь вам одно, – деланно возмущается каждый раз Геннадий Калиниченко, – приезжаешь и видишь совершенно другое. Но это так здорово!
Вот и нынешняя Венера Некрасовская весьма отличается от своих предварительных эскизов. Однако ее творцы – Владимир и его сын Юрий Романовы – считают, что «очень аппетитная дамочка получилась. Гораздо лучше той, что в чертежах». Но это чудо – берестяную диву – Романовы взяли не с потолка, а продолжая упорно разрабатывать тему полумифической Гипербореи, откуда, как считают некоторые ученые мужи, и растут исторические корни русского народа.
Основываясь на бессчетном количестве прочитанных по данной теме книг, готовят Романовы и еще одну сенсацию – некое подобие стелы, основанием которой будет изумительной красоты берестяной корпус. А далее за дело возьмутся питерские художники-мухинцы: по замыслу все того же «русского шведа» на корпусе предполагается замысловатая конструкция из дамасской стали с вкраплением эмальерных плашек.
Удивительно, что рождаются и доводятся до ума эти шедевры современного искусства мирового уровня в столь крошечной деревенской избе, что для извлечения работ на свет божий мастерам придется... разбирать стену и крышу собственного дома.
– Бревна-то раскатать, а потом заново со-брать – это не проблема, – считает Владимир Романов, – а над каждой такой скульптурой мы всей семьей по два-три месяца без сна и отдыха корпим.
Не менее удивителен и другой факт: о том, чем живет-дышит семья народных умельцев, гораздо лучше проинформированы за пределами страны, чем в родном районе. Вот в декабре минувшего года Романовым выпала честь представлять Россию в Эстонии. Романовы так приглянулись эстонцам, что те не только были готовы предоставить им жилье и мастерскую, но и уже несколько раз только в течение этого года наведывались в Некрасовское. И каждый такой визит сопровождался вопросом – «чем мы можем вам помочь?».
Местные же власти такой вопрос ни перед Романовыми, ни перед собой не ставят. А зачем, если Романовы, будучи совершенными альтруистами, не просят о помощи, а сами уже который год пытаются построить музей, чтобы, наконец, выставить достойно несколько тысяч экспонатов, которые ютятся в крошечной жилой комнатке. А между тем регулярные экскурсии (чуть ли не каждый день к дому Романовых заворачивает туристический автобус) так удачно вписываются в отчеты о работе местного отдела культуры. И работа с туристами, на которую постоянно приходится отрываться от бесконечной стройки то Владимиру, то Серафиме Романовым, не приносит им ни единой копейки. Зачем платить, когда можно безмерной щедростью романовского таланта пользоваться даром? И то обстоятельство, что художественный гений Романовых давно вышел на мировой уровень, тоже никого не волнует. Когда мы сможем оценить по достоинству то, что уже оценил весь мир?