Подвести его первые итоги, обсудить увиденное мы решили с одним из его бессменных организаторов Светланой Евгеньевной Блажевской.
– Начало фестиваля – это всегда важно. Задать нужную интонацию, нужный тон – дело ответственное. Ваши зрительские впечатления от первого концерта, какие они?
– Открытие было традиционным – в концертном зале. Звучали романсы Чайковского и Рахманинова. В подготовке концерта мы полностью доверились Дмитрию Волосникову – его таланту, музыкальному и художественному вкусу, обаянию – и не ошиблись. Концерт был необычным – он шел единым действом. Зрители вначале пытались аплодировать между номерами, но потом поняли, что это единый спектакль, собранный из романсов в оригинальной обработке Евгения Колобова. Закончился концерт вокализом – сколько раз слышала, столько раз мороз по коже. Зрители плакали – настолько сильно было эмоциональное воздействие. Дмитрий Волосников, готовя этот спектакль, попросил у нас колокол лябемоль. Ломали голову – где же его взять? На наше счастье, из нескольких колоколов, не участвующих в ансамбле звонницы, один всетаки оказался именно лябемоль. Старый голландский колокол XVII века привезли в филармонию. Как он прозвучал! Он сразу привнес в концерт дух фестиваля, стал той изюминкой, которая сделала исполнение неповторимым и запоминающимся.
– Какие еще, на ваш взгляд, музыкальные и исполнительские удачи случились на фестивале?
– В СпасоПреображенском соборе состоялся прекрасный концерт ансамбля «Виват» из Нижнего Новгорода. Духовное пение было подготовлено специально к этому фестивалю, и зрители остались довольны. Событием стал и концерт Виктора Сыча, очень талантливого музыкантаударника из Новой оперы. Его всегда Дмитрий Волосников привозит с собой на наш фестиваль. Сольный концерт его был впервые и успех у зрителей имел невероятный.
Концерт с участием солистов Большого театра в зале «Классика» – несомненная удача. Красивые исполнители с красивыми голосами – это был такой изящный, светский концерт. И публика на него пришла респектабельная. Билеты разошлись давно и мгновенно, зал был полон. Ярославцы очень скучают по настоящей опере, и это чувствуется.
– Как меняются на протяжении времени колокольные концерты – непременный и в прошлом самый главный атрибут праздника?
– Колокольные концерты, с которых и начинался фестиваль, меняются мало. Да и должна ли быть большая динамика в колокольных звонах? Всетаки они очень традиционны, и если здесь начинают экспериментировать, часто получают претензии от представителей церкви. Просто освоить традиционные звоны – тоже очень важно, для этого нужно иметь и талант, и мастерство. Главное, что профессиональное сообщество российских звонарей состоялось, и много для этого сделал наш фестиваль. Здесь они встречаются, общаются, для них это очень полезно. Приятно сознавать, что в таком важном деле, как возрождение колокольных звонов, есть и наша заслуга.
– Главным событием фестиваля стала громко названная – мировой премьерой – оратория. Любой человек, имеющий отношение к искусству, понимает, какой труд соединить в одном представлении разные жанры и разных исполнителей. Насколько это получилось интересно?
– Получился очень красивый спектакль. Большой оркестр, огромный хор. Сложно даже определить жанр того действа, которое состоялось под открытым небом. Опера, драма, оратория – все соединить вместе режиссеру было, очевидно, очень сложно. Зрелище необычное, яркое, в живой декорации. Это все интересно не только зрителям, встретившим представление «на ура», но и самим исполнителям. Режиссеры и музыканты, которые с нами работают не первый год, едут на фестиваль даже в свой отпуск. Где они еще будут иметь такую возможность серьезного музыкального эксперимента? В роли Ивана Грозного был народный артист Михайлов, любимый многими. Но наш поиск несколько иного представления – более музейного – продолжается. Это трудно, этой дорогой пока никто еще не ходил – музеи долгие годы были сориентированы преимущественно на экспозиционную работу, но мы надеемся через все эти интересные эксперименты найти чтото свое.
– В этом году к празднику подготовлены весьма необычные научные чтения – по вопросам экспертизы, напрямую не связанные с музейной тематикой. Как возникла идея такой темы?
– Чтения получились весьма оригинальные. Николай Пряничников – друг нашего музея, известный в России участник всевозможных государственных и негосударственных экспертных комиссий, привез таких людей, которых нам самим привлечь было бы очень трудно. Темой чтений стала экспертиза в широком смысле этого слова. Когда бы еще мы поговорили, например, о метафизике экспертизы? Мы привыкли, что на музейных чтениях часто только констатируются факты, а ведь живое обсуждение какихто важных и интересных проблем тоже очень интересно и нужно. Именно оно и будит мысль и воображение исследователей, дает толчок догадкам, осмыслению, интуиции.
– С каждым годом организовывать такой фестиваль сложнее и сложнее. Повторять старое, наверное, не хочется, а придумать новое – сложно. Как, на ваш взгляд, меняется фестиваль?
– В свое время фестиваль затевался группой энтузиастов, был сначала камерным, даже «кухонным». Но теперь вышел за эти узкие рамки. Он стал гораздо больше для людей, чем вначале. Для нас это тяжелый труд, мы осваиваем совершенно иные профессии при том, что наши непосредственные обязанности с нас никто не снимает. Но фестиваль «Преображение» на самом деле уже стал визитной карточкой города, оставлять его никак нельзя.
К несомненным удачам нынешнего фестиваля можно отнести и конкурс «Цветочные метаморфозы», который второй год проходит за стенами монастыря, став неотъемлемой и нарядной частью праздника. Его участники поняли, что в музее показать свое мастерство престижно и выгодно – территория охраняется, и много благодарных и культурных зрителей. Оригинальные композиции ярославских цветоводов радовали гостей музея все лето, а в дни фестиваля победителям конкурса «Цветочные метаморфозы» вручили награды. Алла Аносовская, которая вела церемонию награждения, нашла для этого случая удивительные поэтические строки:
Иногда наша жизнь
зарастает цветами,
Это значит, мой друг,
Бог прошел между нами.
Но увидеть его нелегко.
Эти строки прекрасно отражают и суть всего фестиваля «Преображение», затеянного ради того, чтобы «Бог прошел между нами». Четырнадцать лет этот светский фестиваль приближает нас к Богу не меньше, чем церковная служба, которая непременно проходит 19 августа в самом древнем храме города – СпасоПреображенском соборе. Приближает своим стремлением помочь прикоснуться к высокому искусству, которое очищает и умиротворяет наши души.