Провинция – понятие не географическое, а духовное. И проявляется эта местечковость самыми невероятными способами. Один из них – дутое стремление к помпезности, раздувание щек там, где можно просто промолчать или назвать вещи своими именами. Ведь от того, что выставку окрестили гипер-супер-пупер-шоу или «грандиозным выставочным проектом», или вовсе – ни к селу ни к городу – фестивалем, суть ее от этого не изменится. Как была она выставкой, так и останется.
Опять же весьма забавным выглядит притягивание за уши различных информационных поводов, в честь которых якобы и заваривается эта фантастическая каша. Вот намедни Ярославский художественный музей пригласил на открытие фестиваля «Дни полета/ Небо снимает шляпу», посвященного полету в космос Валентины Терешковой. Вполне логично было бы предположить, что экс-понаты будут иметь хоть какое-то отношение к этому, безусловно, значимому историческому факту. Шесть залов, более ста полотен – и ничего космического. Как в песне «И снится нам не рокот космодрома, ... трава у дома». Если брать за теоретическую платформу экспозиции именно эту позицию, то тогда, конечно, да – вновь открывшаяся выставка имеет самое прямое отношение к профессиональной деятельности нашей землячки.
Можно, если поднапрячься, провести еще одну параллель – Валентина Терешкова – женщина, и арт-проект носит название «Искусство женского рода». Вроде бы и намечаются некие точки соприкосновения. Хотя сама по себе эта выставка – явление уникальное. Впервые в Ярославле представлены живописные произведения ХХ века из собрания Государ-ственной Третьяковской га-лереи.
– Третьяковка много ездит по миру, – сказала куратор проекта, кандидат искусствоведения, заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи Лариса Кашук, – по региону – крайне редко. И обычный «дорожный набор» в данном случае не подходит. «Искусство женского рода» – новая экспозиция, кроме москвичей ее еще никто не видел.
При всем богатстве, информационной насыщенности и разноплановости привезенного собрания глухое неприятие вызывает странное антифеминистское настроение музеологов. С трудом понимаешь, как, представляя знаковые имена – Татьяна Яблонская, Надежда Удальцова, Ольга Флоренская, Наталья Нестерова – можно, смущаясь, говорить о том, что «мы не отделяем Адама от Евы, мы показываем, что женщина становится равноценной мужчине». Получается, что априори Она Ему не равноценна? Никто и не требует декларативного открещивания от женской сути, но педалирование именно половой принадлежности автора вызывает, мягко говоря, недоумение.
А между тем арт-проект действительно грандиозный. В первую очередь своей новизной, открытием для ярославской публики незнакомых имен, разножанровостью – от реализма до абстракционизма и авангарда. Здесь есть о чем подумать, есть возможность проследить, как на протяжении последнего столетия менялся женский художественный взгляд, увидеть и воспринять другую историю. Недаром известнейшая ученая и художе-ст-венный критик советского времени М. Н. Яблонская заметила: «...Особая предрасположенность женщин к образному анализу действительности обладает своей яркой спецификой, нисколько не менее ценной, чем «мужская». Просто оценивать произведение искусства надо не с той точки зрения, кто его написал – женщина или мужчина – а как именно написал».