Телевизионные игры на минувшей неделе могли повергнуть внимательного зрителя в полное недоумение. По мне, лучшей передачей в честь Дня независимости стала «Спокойной ночи, малыши!» накануне праздника. Там детям внятно и конкретно рассказали о государственных символах, в которых не все взрослые по сей день разбираются.
Зато сам государственный праздник был оттеснен на второй план открытием чемпионата Европы по футболу. Наши милые «темные лошадки», как их именовали перед началом соревнований спортивные обозреватели (темные не в смысле цвета кожи – в этом сезоне в нашей сборной снова нет россиянина Тчуйсе), играли как могли, пропустив единственный, причем неминуемый и честный гол испанцев.
Поехали ли туда «за свои деньги», как в этом пытались убедить публику, депутаты Госдумы – этого мы не увидели. Зато увидели сенсационную победу других «темных лошадок» – греческих футболистов – над отличной командой хозяевпортугальцев. И если спорт считать, как нам усиленно предлагают в последнее время, национальным достоянием и выражением национального характера почище, чем музеи и театры, то жаль, что на телеэкране не было интересных лиц, страстей, неожиданных ракурсов, да и просто разнообразных по интонациям и эмоциям комментариев за кадром и в кадре.
Вопрос, между прочим, очень для телевидения важный: во что играют, как играют. При этом подчас неважно, с каким результатом играют (вы не замечали, как часто в последние годы участники «Поля чудес» отказываются от продолжения игры, желая получить приз, который не всегда бывает сувениром, но имеет вполне реальную и немалую денежную стоимость?). В этом смысле спорт и игры, к спорту примыкающие, выглядят на телевидении куда как адекватно жизни. Какова жизнь, таковы и состязания. Игрысостязания якобы в интеллекте (вроде детской «Полундры» на канале СТС с рыжим двоечником из группы «Иванушки» в качестве ведущего). Состязания в нелепости (здесь первенство держит «Сам себе режиссер»), в экстремальности (на канале 7ТВ в программе «Самый сильный человек» мужчина сдвинул с места и потянул за собой на ремне огромный трейлер).
Приходится с удивлением отмечать, что экстремальное времяпрепровождение на глазах у зрителей превращается в спорт. И далеко не всегда устроители игр дают мигающий титр со словами о невозможности повторения какогото жуткого трюка. То показывают документальный (!) фильм о фестивале экстрима – правда, на «малопотребляемом» канале Rambler. То дают передачу, регулярную, между прочим, под названием «Мир экстрима», а в ней – рубрику «220 вольт». Передача с устрашающим названием стоит в воскресной программе шесть раз – с «детского времени» около полудня до сверхвзрослого после полуночи. И что же показывают в рубрике с «электрическим» названием? Да всегонавсего ужесточенную игру «Зарница» – с камуфляжной формой, масками, резкими движениями и гортанными возгласами. Игра в «войнушку» продолжает кровавые телесериалы и видеофильмы, стирая грань между спортом как состязанием в силе, ловкости и умениях и дракой до, боюсь, далеко не первой крови.
Спорт в последнее время обрел на нашем телевидении очень большую независимость. Настолько большую, что на канале 7ТВ появились передачи, которые, в отличие от классического советского лозунга, я назвала бы «Спорт НЕ для всех». Вот, например, в некоем «Оранжевом мяче» показывают всевозможные варианты занятий спортом ну в очень дорогих заведениях. Так что рядом с экстремальностью пропагандируется роскошь, впрочем, сама по себе подчас тоже экстремальная.
И тогда телевидение обнаруживает, что «спорт» – это далеко не всегда «состязание». Как и «состязание» – далеко не всегда «спорт». Вот об этихто не спортивных состязаниях последней недели нельзя не сказать особо. Произвели впечатление два, оба – в воскресенье днем.
Расслабленному вчерашними футбольными русскоиспанскогрекопортугальскими впечатлениями зрителю Первого канала показали странный концерт. Он назывался праздничным, но только по знакомым лицам в зрительном зале и немыслимо опрокинутому на «заднике» сцены зданию сталинской башнивысотки можно было догадаться, что артисты радовали работников Министерства иностранных дел. Конкретный повод мне так и остался неясен. Думаю, и артистам тоже. Они состязались в бойкости патриотического дурновкусия: и многолюдный хор, который, выходя из зала, пел про «матушкуРоссию»; и Надежда Бабкина с партнерами, декорированными под советских трактористов; и хор Турецкого с попурри из песен 20 – 30летней давности, окаймленных твистообразной синкопированной песней «Широка страна моя родная». Вдогонку Дню независимости это звучало эффектно, но двусмысленно.
А чуть раньше по «Культуре» (уж извините, даже говоря о спорте, без нее никак не обойтись!) в книжном обозрении «Графоман» шла речь о литературной премии «Национальный бестселлер». Там, оказывается, тоже было состязание, не чета спортивным: отбирали из 67 претендентов. А когда осталось шесть, то писатель из прежней России, что жила до «независимости», – В.Распутин – отказался от участия в финале. И правильно, ибо получил премию, как остроумно заметил один из критиков, не текст, а брэнд, иначе говоря, модный В. Пелевин. И неважно, что награжденная книга «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда» скучна и претенциозна, как само ее название. Неважно, что стоит книга недешево и, по моим наблюдениям, не слишком раскупалась в момент ее появления. Неважно, что выглядит она уже не пародией на жизнь, как первые, лучшие книги Пелевина, и не пародией на самого себя, как последнее из читаемых его созданий «Поколение П». Важно, что в состязании победил привычный лидер. Пусть даже лидер недавних продаж, а не литературного процесса. И телевидение успело об этом рассказать, не уступая в оперативности спортивным репортажам с европейских полей.
«О спорт, ты...» Так начинался когдато лозунг, призывавший к единению сильных и красивых, ловких и быстрых. Похоже, сегодня к спорту нужно начинать обращаться на «вы». Спорта стало так много, что рядовой телезритель, как вы да я, вынужден с ним считаться как с лидером многих и хозяином нескольких каналов. И состязаться со спортом может только реклама. Но о ней – какнибудь в другой раз.
Татьяна ЗЛОТНИКОВА,доктор искусствоведения.