в середине 80-х годов не снял серию впечатляюще жестоких и вместе с тем романтических гангстерских фильмов, побивших все рекорды кассовых сборов.
Первую славу ему принесли гонконгские ленты: «Светлое будущее», «Наемный убийца», «Круто сваренные». С начала
90-х Ву прозябал в Голливуде, пока не нашел свою струю, которую можно назвать «романтический экшн». После выхода на экраны фильма «Без лица» он вошел в десятку самых кассовых постановщиков, а успех второй невыполнимой «Миссии» придал ему по-настоящему звездный статус. Сегодня мы публикуем интервью с ним.
– Сейчас вы, несомненно, являетесь режиссером номер один жанра «экшн». Скажите, вы хотели создать «Миссию» непохожей на свои ленты или пытались держаться, так сказать, в борозде?
– По правде говоря, я хотел снять любовную историю.
– Неужели?
– Видите ли, шпион по своей сути как бы не способен по-настоящему любить. Потому что истинная любовь предполагает самопожертвование, а у шпиона есть задания, которые необходимо выполнить, и, если он кинется, скажем, спасать свою женщину, пострадает работа... Но в «МН-2» мы решили сделать Тома Круза более человечным, более реальным – как вы и я, да и вообще как любой человек. Ведь в любви каждый из нас проявляется лучше всего. Ну и, кроме того, в фильме много традиционных для боевика (но необычно снятых) сцен – погони на мотоциклах, скалолазание, кулачные бои... Но все это на втором плане. Главное для меня было – показать романтическую историю.
– И Круз с вами согласился? (Кстати, Том Круз не только исполнитель главной роли, но и продюсер фильма.)
– Ему хотелось сделать нечто совершенно противоположное первой части.
– Тогда, видимо, и всплыла романтическая история?
– Да, я подумал: ведь Том – обворожительный молодой человек. Всегда улыбается, всегда полон жизни, энергии. Очень быстро говорит, очень быстро думает. У него огромное понимание того, каким должно быть кино, он много знает о жизни. А во всех своих фильмах он играет крутых пацанов, вспомните хотя бы его первую «Миссию» или «Несколько хороших парней». У него
всегда серьезное лицо. Тогда я попросил его: «Что, если, кроме бесконечного действия в боевике, ты раскроешься на экране, станешь более эмоциональным?» Мне хотелось видеть его смех, его страсть. И мы придумали любовную линию.
– Круз действительно отлично выглядел на экране!
– Я ничего для этого не сделал. Он просто так выглядит. Вообще, одно слово – хорош.
– Вернемся к боевику: Круз тренировался, чтобы выполнять боевые приемы?
– Нет. Том просто наблюдал, как трюкач делал какое-нибудь движение, и тут же повторял. И прыжки с ударами тоже.
– Он делал их сам?
– Сам. Все получалось с первого дубля.
– Говорят, с опасными трюками было то же самое?
– На 95 процентов. Ему хотелось все сделать самому – почувствовать себя в настоящем «экшене». Ни в одном из своих фильмов он не делал ничего подобного, даже из пистолета не стрелял. Я сказал: «Том, похоже, ты пришел по правильному адресу!»
Боевики – это очень поэтично.
– А вы не боялись за Тома?
– Еще как! Просто потел от страха. Ведь там были очень опасные вещи – как, например, сцена в горах, где он перепрыгивает с одной скалы на другую. Том сделал ее сам.
– Неужели и здесь обошлось без трюкача?
– Совершенно верно.
– А какая там была высота?
– Ну, метров 700. Для меня лично это высоковато, по правде сказать, лично я очень боюсь высоты. А Том все равно хотел сделать эту сцену самостоятельно. Я страшно злился, пытался его отговорить (о каскадерах тоже
всегда беспокоюсь, но это их работа, они знают, «как» и «что» делать). А здесь... Том нудил и нудил: «Джон, позволь мне... Пожалуйста... Мне так хочется». Я согласился (в конце концов, именно он как продюсер заказывает музыку), но все равно очень перепугался.
Когда шла съемка этой сцены, я даже на монитор боялся смотреть. И первый раз все обошлось благополучно... Правда, Том на этом не остановился и повторил трюк семь раз!
– Что вы вынесли из опыта съемок на американских площадках?
– За последние годы я понял, как здесь работают. В Штатах главное – не выйти за рамки бюджета. В Голливуде, если режиссер превысит смету – все: никто и никогда не предложит ему больше ничего снять. Но если он удерживается в рамках выделенных денег – даже в том случае, когда делает дурное кино, – постановщик получает работу снова. В Гонконге режиссер может делать все, что его душе угодно. Он контролирует съемочный процесс полностью: он может превышать смету на сколько ему угодно, делать то, что ему заблагорассудится.
– Ваши дальнейшие проекты?
– «Говорящий с ветром» – фильм о войне с Николасом
Кейджем в главной роли. А затем комедия «Королевский выкуп» (с Чоу Юнь-Фатом).
– А боевики?
– Это останется навсегда. Боевики – моя страсть. Знаете, это очень поэтично – снимать боевики!
Я не диктатор, и меня все любят.
– А правда, что Том Круз лично пригласил вас на постановку фильма «МН-2»?
– Почти два с половиной года назад Том позвонил мне из Лондона, где он снимался в «Широко закрытых глазах». Он сказал, что ему понравился фильм «Без лица», что он любит мои гонконгские фильмы и вообще мой стиль. И спросил, не хочу ли я снять продолжение фильма «Миссия невыполнима».
– Какова была ваша первоначальная реакция?
– Я был весьма удивлен. Я не ожидал такого предложения и не думал ни о чем подобном. Я спросил: «Почему я?» Он ответил, что это должна быть «Миссия невыполнима» – по Джону Ву. Уже тогда мысленно он представлял, что каждый будущий эпизод фильма будет отличаться внешне и по стилю от работы предыдущего режиссера. Кто знает, может быть, следом выйдет «Миссия невыполнима» Джеймса Кэмерона?
– Вы смотрели оригинал?
– Я не протащился от первого фильма. Мне показалось, что он слишком сложен. Я не до конца понял сюжет и не особенно переживал за героев. Да и героев-то там особенно не было. Я человек прямой. Я сказал Крузу: «Мне понравился фильм, но боюсь, что он не слишком крут для меня». Я сказал, что если он принесет историю с более развернутыми и правдоподобными персонажами, тогда я возьмусь. Мой стиль опирается на героев.
– То есть вы не ухватились за предложение немедленно?
– Мне нужно было, чтобы он пообещал мне кое-что. Я не собирался снимать какой-нибудь научно-фантастический или высокотехнологичный фильм со спецэффектами, поскольку я не очень рублю в этом. Мне нравится реальность. А не как в первой «Миссии» – везде компьютеры, компьютеры. Мне нужно нечто большее.
– А Круз согласился с вами?
– Он хотел.., чтобы картина отличалась от фильмов о Джеймсе Бонде. В фильмах о Джеймсе Бонде всегда одно и то же. Тот же герой, тот же костюм, те же действия, все точно такое же. Он хотел, чтобы на этот раз герой был совсем другим.
– Сообщалось, что съемки сопровождались многочисленными проблемами. Это были трудные съемки?
– О, это был самый трудный мой фильм, в основном из-за плохой погоды в Австралии. Дождь шел почти каждый день. Иногда нам удавалось снять лишь один эпизод за сутки. Иногда – ничего. Просто ждать и ждать. То же самое с погоней на автомобилях. Первоначально мы хотели снять ее в центре Сиднея. И когда у нас уже все было готово, внезапно нам запретили.
– Как вы относитесь к режиссерам, которые копируют ваш стиль в фильмах типа «Ромео должен умереть» и «Матрицы»?
– «Матрица» мне понравилась.
– Почему все так любят работать с вами?
– Да потому что я не диктатор, люблю, когда все работают как сплоченная команда, как семья! Ненавижу формализм! Вот с актерами я всегда стараюсь экспериментировать. Например, на съемках «Без лица» я предоставил актерам широкое поле для творческой самореализации. Поэтому множество сцен были сыграны не по указке, а на основе их актерского инстинкта.
– А с суперзвездами сложно работать?
– Да нет. Никогда никаких проблем не возникало. Все друг друга уважаем, никакой ревности, зависти и прочего. На самом деле они все очень человечные, даже мягкие. Я заметил, что многие любят делать все трюки самостоятельно, не оставляя опасных сцен дублерам. Наверное, потому, что во мне они уверены на все сто. Они твердо знают, что я сделаю все, чтобы на экране они смотрелись окей, поэтому у меня с актерами, даже суперзвездами, проблем не бывает.
– О том, что Том Круз снимался в опасных сценах, мы знаем, а что еще было?
– Например, Николас Кейдж с детства боялся высоты, но, несмотря на это, исполнил одну опасную сцену... В фильме «Без лица» одна из сценарных задумок требовала, чтобы Николас Кейдж очень быстро бежал по крыше нефтяной платформы, расположенной в трех милях от побережья Карпентерии в Тихом океане.
«ОЗОН».