На этой неделе канал «Культура» вспомнил, что 12 июня в Париже умер Булат Окуджава. После недавних прекрасных передач, посвященных восьмидесятилетию поэта, Лев Шилов в «Плодах просвещения» показал нам несколько редких кадров и фотографий нашего великого современника. Прозвучали известные песни и не столь ужизвестные стихи.
Последние годы Окуджава песен почти не писал, и не потому, что ктото ему запрещал, а просто придя к выводу, что сказал в песнях все, что хотел. Тем внимательнее вчитываешься в его стихи, песнями не ставшие. Что он хотел сказать этими немногими мудрыми строками? В них горечь от осознания несправедливости происходящего вокруг и попытка осмыслить прожитый путь. Иногда его строчки обжигают, как удар бича. Одно такое прозвучавшее в передаче стихотворение я приведу в конце.
Дело в том, что другие передачи минувшей недели, никакого, казалось бы, отношения к Окуджаве не имеющие, какимто мистическим образом с ним перекликнулись. Связь эту не всегда легко уловить, но она явно есть. Вот ведущий российский шекспировед А.Бартошевич показал нам несколько сцен из постановок шекспировских трагедий знаменитого литовского режиссера В. Некрошюса. «Гамлет», «Макбет», «Отелло» предстали перед нами в совершенно новом ключе, осмысленные глазами нашего современника. Чего стоит «образ» циркулярной пилы, нависающей над сценой в «Гамлете», чьи хищные острые зубцы, кажется, вотвот вопьются в вашу плоть. А традиционные шекспировские герои вдруг превратились в почти что наших современников, каких вполне можно встретить в ярославском троллейбусе – взять хотя бы того же бородатого мужичка Макбета или Отелло, исполняющего с Дездемоной неистовый танец. Мне кажется, что Некрошюс вместе с Окуджавой смотрят в одну и ту же сторону, решают те же задачи, одинаково отвечают на те же вопросы бытия.
Посвоему решали те же вопросы наши политики. В.Соловьев в программе «К барьеру!» столкнул Ирину Хакамаду и скандального журналиста А. Хинштейна. Савик Шустер обсуждал очередное президентское послание с Зюгановым, Явлинским, известными политологами и другими героями, не сходящими с телеэкранов. В поединке у барьера Хакамада блистательно разгромила Хинштейна, доказав, что пятое послание президента уныло поставило те же вопросы, которые прозвучали год назад в четвертом послании. И которые не нашли и вряд ли найдут в ближайшее время свое решение уже потому, что «новое» правительство составлено из тех же чиновников, которые благополучно заболтали все предыдущие попытки хоть чтото конструктивное сделать. Защищавший политику «единороссов» журналист пытался занять ироничногалантную позицию джентльмена, снисходительно разговаривающего на серьезные темы с дамой, но получил от яркой и остроумной соперницы убедительный нокаут, который подтвердили все эксперты и звонки телепублики (трехкратный перевес сторонников оппозиции). Экспертпсихолог восхищенно назвала Хакамаду «настоящим самураем».
В программе Савика Шустера собеседники пытались понять результаты очередного опроса россиян, которые одновременно недовольны экономическим развитием страны и продолжают положительно оценивать деятельность своего президента. Все очень просто, ехидно объяснил Явлинский: народ уверен, что все у нас идет очень плохо, а президент – все равно хороший... Явлинский был остроумен, находчив и обнаружил все признаки опытного и красноречивого полемиста. Зюганов, по обыкновению, изрекал лозунги, часто невпопад – типа классического «И кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен», чем немало раздражал ведущего, который, впрочем, обратил наше внимание на то, что аудитория порой положительно реагировала на коммунистическую риторику. Очень тревожный знак, по справедливому наблюдению Савика, завзятого антикоммуниста, много лет проработавшего на радиостанции «Свобода» в период «холодной войны».
В общем, все было как всегда, и в конце я с немалым облегчением переключил телевизор на концерт Дмитрия Хворостовского на Красной площади. И даже с воодушевлением чуть не стал Хворостовскому подпевать про дорогую мою столицу, золотую мою Москву, в которой все сказанное и показанное выше, собственно, и происходило.
Правда, понастоящему меня тронула только самая последняя его песня – русская народная, хватающая за душу «Темна ноченька, а не спится мне...» Президент на концерте был. Интересно бы узнать, что он подумал, эту песню слушая, и как ему в ту ночь спалось. «Ноченька» была много ближе по трагичному настроению программам про Окуджаву и Некрошюса.
Стихи Окуджавы достойно завершают тему:
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
Из передачи я узнал, что недавно имя Окуджавы присвоено очередной открытой астрономами планете.
P.S. На следующий день по радио передали, что президент пригласил Хворостовского и поблагодарил его за доставленное удовольствие. Из чего можно заключить, что спал он спокойно.
Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор.