СКВОЗЬ ВРЕМЯ
Владимир Алексеевич Солопов называет три главных периода своей жизни: Познание – Путешествие – Размышление...
Он родился 27 августа в
9 часов утра, под самое Успенье, в станице Константиновской на Дону. Близкие рассказывали, что, когда ребенок увидел свет, по Дону прошел пароход. Врач, принимавший роды, сказал, слушая гудок:
– Сын ваш капитаном будет!
А вещунья, заглянувшая в дом, сказала родным, что сын будет работать с народом, с очень большим количеством людей. «Будет большим начальником!» – обрадовались родственники. Никто не знал, что большое количество – это огромный зрительный зал, где он, актер, будет властвовать над целым сонмом людей.
Отец на радостях «гулял рождение сына» до тех пор, пока мать не сказала ему: «Иди регистрировать ребенка!» В метриках поставили датой рождения день, когда выписали документ – 5 октября! Поэтому Солопову дни рождения выпадает праздновать дважды.
Когда он заканчивал 4-й курс юрфака в Ростовском университете, то чуть ли не каждый вечер проводил в драматическом театре имени Горького. Ростовский театр был одним из самых сильных в советской провинции. Там работал опальный Юрий Завадский! Там была труппа: Мордвинов, Марецкая, Плятт. Студентов Ростовского университета имени Молотова пускали по контрамаркам строго на галерку. Строго!
Но Солопов не мог на галерке... Он спускался вниз, в партер. Однажды рядом вырос администратор Арам Сергеевич Урмушутян: «Как вы догадались избрать это кресло, молодой человек?» «Здесь удобно, – отвечал студент. – На галерке ничего не видно и не слышно». «Позвольте ваш студенческий билет», – улыбнулся администратор.
У юноши дрогнуло сердце. Сейчас судьба преподнесет настоящий подарок – ему выпишут постоянный пропуск на все спектакли! Администратор взял студенческий, посмотрел на театрального завсегдатая и наискосок написал: «В театр имени Горького. Не пускать!»
Но вне театра Солопов жить уже не мог. И тогда он решил его завоевать. Он пошел в театр и прочитал посвящение Пушкина к поэме «Полтава». И был принят.
Так началось его Познание – познание мира, себя в мире, мира в себе. Солопов испытывал себя на подмостках драмы и оперетты, работал шпрехшталмейстером в цирке, конферансье в эстрадном оркестре Эдди Рознера. Впоследствии это придало его драматическим персонажам яркий эксцентрический оттенок.
В 1951 году Солопов получил приглашение в Воронеж. И покорил воронежцев сразу. Он держал репертуар – от Чацкого до шута Балакирева, был занят в своем театре в 12 спектаклях из 13! Играл в двух театрах сразу! Потом была встреча с Шишигиным – Сталинградский и снова Воронежский театр.
Фирс Шишигин принимал Волковский в конце 1960 года. Позвонил Солопову, чтобы он готовился к переезду. Дирекция шла на заведомые провокации. На здании Воронежского театра повесили большой плакат: «Ввиду отказа заслуженного артиста республики В. Солопова играть для рабочих завода имени В. И. Ленина спектакль отменяется». «Отказ» играть спектакль был равнозначен саботажу. «Для завода имени Ленина» – по меркам того времени – прямая возможность получить политическую статью. Директор театра Гурский кричал артисту: «Я посажу тебя минимум на 5 лет!» Но в Воронеж по просьбе Шишигина приехал начальник главка Министерства культуры РСФСР. Попробуйте возразить начальнику главка! 12 января 1961 года Владимир Алексеевич приехал в Ярославль. Первое время жил в кабинете Фирса в театре, спал на черном кожаном диване...
В реалистическом театре Шишигина 60 – 70-х годов Солопов стал героем романтически-авантюрного склада. Зигфрид Блок («Кредит у Нибелунгов»), Глумов («На всякого мудреца...»), лермонтовский Печорин, Некрасов, Лжедмитрий... Герой Солопова – первооткрыватель, землепроходец, человек предприимчивый, дерзкий, умный, талантливый. Любое появление солоповского героя на сцене означало приключение и событие. Его герои были из плоти и крови, крепко любили своих возлюбленных и не стремились в тихие заводи... Чувственные, способные наслаждаться жизнью, подобно Печорину, они всегда были на вершине, ни пике жизни. И сам актер выбрал завоеванную свободу и... покинул Ярославль. В его Путешествии возникали Ташкент, Волгоград, Рязань...
А потом – возвращение в Ярославль в 1996 году, которое тоже было триумфальным. Репертуар Солопова последнего десятилетия насыщен и полнокровен. Это репертуар первого актера труппы, ее патриарха, владеющего таинствами русской школы театральной игры. Образы Фомы («Фома»), Глостера («Король Лир»), профессора Звездинцева («Спириты»), ироника и комедианта Чугунова («Волки и овцы»), Городничего («Ревизор»), созданные Солоповым, отмечены областными премиями имени Федора Волкова и премиями «Лучшая роль года».
Нынешний период Владимир Алексеевич считает периодом Размышления. Мудрости. Верный хранитель традиций, он сумел сберечь неиссякаемую радость творчества, которая делает его талант светлым и благородным.
ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕБЮТ
Случай редкий: Николай Шрайбер окончил Ярославский театральный институт в нынешнем году – и уже отмечен и замечен. В роли Василькова в «Бешеных деньгах» Шрайбера заметили и столичные критики на ряде театральных фестивалей («Театр без границ» в Магнитогорске, «Актеры России – Михаилу Щепкину» в Белгороде).
Еще когда Николай был студентом Ярославского театрального института, его пригласили в Волковский театр. Постепенно от участия в массовых сценах он стал переходить к эпизодам, затем играл все более заметные роли. Первой большой ролью Николая Шрайбера стал рыбак Титто Нане в «Къоджинских перепалках» К. Гольдони – спектакле, поставленном Иваном Раймонтом. За грубоватостью внешней фактуры неуклюжего парня из рыбачьего поселка скрывались любящее сердце и юношеская потаенная нежность.
Последовали новые работы, часто это были вводы, причем колоритные, запоминающиеся. Шрайбер умеет точно схватывать образ, сообщая персонажу меткую характеристику. Таковы его слуги – в «Ревизоре», в «Двух смешных историях о любви». В сказке «Аленький цветочек» Шрайбер создал образ Чудища, в «Дурочке» Лопе де Вега – надутого, чванливого Лисео, в «Цилиндре» Эдуардо де Филиппо – практичного супруга, ради денег способного превратиться в покойника, в «Божьих коровках» – прожженного, опытного Аркашу, а в «Сирано де Бержераке» ему поручена роль Кристиана. Уже по одному этому актерскому списку видно, какой объем работы лег на плечи вчерашнего студента.
Подлинный успех к Николаю Шрайберу пришел в спектакле
«Бешеные деньги
» по пьесе
А. Н. Островского, где он сыграл молодого предпринимателя середины ХIХ века Василькова. Актеру удается психологически верно раскрыть многочисленные трансформации Василькова – его безумную влюбленность, превращение из «чувствительного» юноши в жесткого хозяина, который уже никогда «из бюджета не выйдет». К финалу душа Василькова убита. Поэзия искреннего чувства уходит из его жизни, она несовместима с эпохой «бешеных денег».
Поздравляя молодого актера с первым успехом, хочется сказать, что награда обязывает, что настоящие глубина и подлинная свобода сценического существования для Николая Шрайбера еще впереди.