Страна должна знать своих настоящих, непиарных героев. И вот один из них. Месяц назад президенту кинокомпании АМЕДИА Александру Акопову – создателю самых успешных российских мыльных опер и творцу нового русского Голливуда – присужден Гранпри национальной премии «Медиа – менеджер России2006».
Акопов, пожалуй, сегодня самая яркая личность в нашем ТВбизнесе. И самый удачливый артпредприниматель в моем поколении. Фантастическая фигура! Он сделал то, что казалось нереальным, – разрушил монополию «Мосфильма». Первым поставил на поток производство отечественных телесериалов.
Акопов – человекэкспромт, человекфонтан. Типичный, как говорят, селфмэйдмэн. То есть сделал сам себя. Изобретатель, игрок, жизнелюб. Он первым в Москве купил гоночную «Maserati» и сгонял на ней до Лиссабона и обратно. Он знает Америку так же, как Россию. Он чуть ли не молится на американское кино. Он – русский патриот.
Армянин, родился в Москве, вырос в Баку. Работал прорабом, мастером, преподавал в инженерностроительном институте, едва не защитил диссертацию... Но еще – играл в КВН, и это перевесило. В перестройку он стал продюсером программы КВН. Както сказал: «КВН не просто игра. Это особая реакция на жизнь и особый вид творчества, оцениваемый в баллах. Люди, которые им занимаются, привыкают к тому, что должны выиграть. Ты работаешь не для себя, а для зрителей – это ощущение принципиально отличается от того понимания творчества и жизни, которое прививается в наших творческих вузах. Там людям кажется, что они живут сами по себе и работают сами для себя... Я пришел на телевидение через КВН, этим же, то есть комедией, и закончу карьеру. Потому что любой ТВпродукт люди смотрят ради развлечения».
Когда вышел закон о кооперации, Александр Завенович придумал кооператив «Игротехника», который брался за все подряд – лицензионные программы, книги, компьютеры. Это была одна из первых негосударственных компаний, занимавшихся производством телепрограмм (КВН, «Великолепная семерка», «ОСПстудия», «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», «Музыкальный ринг» и др.). В итоге одна часть «Игротехники» превратилась в крупную фирму по экспорту русских тканей в США со штабквартирой в ЛосАнджелесе, другая – в компанию «Видео Интернэшнл». Жил в США, потом руководил телеканалом «Россия» (РТР). А четыре года назад Акопов ушел с поста гендиректора телеканала «Россия». Вовремя. В никуда.
Ему стало скучно. И это нормально. Он решил сменить задачу. Нормальнее некуда. И вскоре на заброшенной заводской территории, в запущенной московской промзоне на Таганке, Акопов создает киностудию АМЕДИА.
Он рисковал. Взял кредит, получил заказы на сериалы от СТС. И дело пошло.
Сейчас АМЕДИА занимается производством многосерийных телевизионных и художественных фильмов. Портфолио компании содержит 14 телефильмов. «Бедную Настю» смотрели в 25 странах мира. Не исключая родину жанра – Латинскую Америку. Настя уже не бедна, скорее богата (по крайней мере доход АМЕДИА за год – 70 миллионов долларов!). На АМЕДИА выпустили самый успешный долгоиграющий сериал за всю историю этого жанра – «Не родись красивой»! Партнеры – крупнейшие российские телеканалы и ведущие голливудские киностудии (Sony Pictures, Universal, Warner Bros).
В АМЕДИА 16 павильонов (у «Мосфильма» их всего 12). На ТВ, сходя с этого конвейера, появляются новые и новые сериалы. Благодаря АМЕДИА Россия в год производит столько же сериалов, сколько все крупнейшие европейские киностраны – от 70 до 100. В день по основным каналам их идет минимум пять. Лишь у США этот показатель выше.
АМЕДИА – единственный в России производитель, который может снимать «длинные» (свыше 60 часов) сериалы за рекордно короткое время (одиндва съемочных дня на серию при сохранении высокого качества). За основу взята американская, предельно жесткая технология. После принятия сценария запускается цикл из нескольких серий: сценарий – шесть недель, подготовительный этап производства – две недели, съемка – неделя, postproduction – неделя. Цикл производства серии – до двух с половиной месяцев. Параллельно снимаются другие серии. Получается пять серий за шесть дней. 500 часов продукции в год.
Равняется Акопов на американскую мечту и концептуально. О Голливуде он говорит: «Это великая культура, она приучила мир к тому, что существует нечто большее, чем действительность. Голливуд пытается сделать нас лучше, чем мы есть. Знаменитый американский хеппиэнд – замечательная жизненная позиция, обеспечившая Голливуду мировую зрительскую аудиторию».
Акопов предвидит переход российской системы показа сериалов на вертикальную модель: по одной серии в неделю. На каждую тратится больше времени – до двух недель. Как следствие – больше денег. Но траты оправданы – между собой телефильмы перестают конкурировать. Коммерция; но не только! Давайте не будем слишком уж сильно ругать акоповские сериалы, даже если мы отплевались и больше их не смотрим. Сверхцель Акопова – вкладывание доходов от «мыльной» продукции в производство полнометражных телефильмов для субботневоскресного и праздничного эфиров. Сначала эти фильмы, опираясь на опыт «Турецкого гамбита» и «Ночного дозора», планируется обкатывать в сети кинотеатров. Это может поднять и кинопрокат. Намечено взять планку в 50 фильмов в год. Притом Акопов объявил: «Мои амбиции просты: российское кино и ТВ должны смотреть во всем мире!»
Акопов мечтает снять сериал «Война и мир»: «Помните, как говорили когдато? «Есть установка на шедевр»... Для адекватного воплощения этого произведения потребуется примерно столько же времени, сколько для прочтения романа. По моим подсчетам, не менее 80 часов. Если я когданибудь сподоблюсь на этот проект, то снимать его буду понастоящему. Меня интересует стопроцентное воплощение книги на экране. Как это сделать, я знаю, но ресурсов пока нет. Не финансовых – человеческих. Главным образом – авторов, которые смогли бы переложить великую литературу в великое кино».
В этом году АМЕДИА начинает строительство новой киностудии. На участке в Ступинском районе Московской области появятся 20 съемочных павильонов. Вот это и будет, наверное, в полном смысле наш, российский Голливуд. Немного жаль, что место для него выбрали не в нашей области.
* * *
А что было интересного на ТВ на этой неделе? Да ничего особенного. Все телеканалы развлекали зрителей как умели. В основном рассказывали, кто из великих как умер.
Отличился канал НТВ, который продолжил бомбить ЮКОС. Ктото поверил бывшему топменеджеру компании Голубовичу, который утверждал, что даже в октябре 2003 года Ходорковский угрожал ему, Голубовичу, и хотел упечь его за решетку – тем, что предупреждал о возможных арестах среди руководства ЮКОСА и советовал пока не возвращаться в Россию. (Хотя в этот момент Платон Лебедев уже находился в СИЗО, а до ареста самого Ходорковского оставалось две недели.) Диктор за кадром сурово говорил о «государстве в государстве», о «неопровержимых фактах, свидетельствующих о том, что Невзлин лично приказывал устранять неугодных», о «разграблении», о «справедливом возмездии»...
Ходорковский в лагере, Лебедев в лагере, Пичугин в лагере, Невзлин с Голубовичем за границей. Мне же позвольте этот сюжет здесь далее не развивать. Противно както.