Потом секреты производства майолики были забыты. Утраченному искусству русского изразца суждено было возродиться спустя почти триста лет. Сделал это керамист-реставратор Алексей Егоров. Родился он 9 марта 1931 года в Ярославле в семье журналиста. Его отец – тоже Алексей Егоров – работал в «Северном рабочем», какое-то время был редактором. Неточность в тексте газеты, не представляющая особого значения, но с упоминанием фамилии Сталина – и старший Егоров попадает на фронт. С Великой Отечественной войны он не вернулся, пропал без вести. Мать, Александра Меркурьевна, работала технологом на химическом заводе. Она осталась одна с тремя детьми. Подрабатывала, делая очень красивые вещи. Тем и жили. Почувствовав эстетические склонности сына, мама купила ему краски, и Алексей стал ходить в художественную школу при Дворце пионеров. Занятия вел педагог Борис Иванович Ефремов. В пятнадцать лет Алеша поступил в училище при фарфоровом заводе в Песочном под Рыбинском. Там готовили для завода мастеров по росписи фарфора. Два года до армии работал он на предприятии. Служил в армии, а вернувшись, устроился работать в Ярославские реставрационно-производственные мастерские. Выпускали тут тогда в основном черепицу для крыш и плитки для пола. Егоров же ратовал за подлинную научную реставрацию изразца. Ему пришлось уйти из мастерских, но, как оказалось, всего на несколько месяцев: за Егоровым отправили посыльного с просьбой вернуться. Тогда-то он и создал здесь свою творческую команду. Начался большой экспериментальный и производственный плодотворный труд. Алексей Алексеевич много учился, работал над книгами в Ярославском областном архиве. Окончил курсы при Академии архитектуры в Москве, с удовольствием экспериментировал, на практике опробуя то, что находил в литературе. Характеристика его преподавателей была краткой и очень весомой: «За короткое время А. А. Егоров превратился в единственного человека, на таком высоком уровне познавшего тайны керамики». Работал Алексей Алексеевич самозабвенно, порой сутками не выходя из мастерской. Постепенно к мастеру пришли заслуженный успех, довольно широкая известность. Ярославскому керамисту-реставратору неоднократно предлагали переехать в Москву, зазывали в Минск, в Самарканд. А однажды немецкий профессор, будучи в Ярославле, на полном серьезе сделал уже знаменитому мастеру предложение переехать и заняться свободным творчеством в Германии. После этой встречи Егорова вызвали в КГБ. Жил он тогда с семьей в маленькой комнатке коммуналки, а после разговора в КГБ семье мастера выделили маленькую квартиру на «пятерке», обещали открыть музей его работ... Заказы Егорову поступали отовсюду: из Москвы, Астрахани, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова Великого, Ярославля, Питера, Новгорода, Чернигова... Разумеется, Егоров работал в мастерской не один, его собратья по необычному ремеслу были надежной опорой мастера в самых трудных делах, не боялись многочисленной черновой работы, росли вместе с ним. Это была самая лучшая керамическая реставрационная мастерская в Союзе! Выполняя тяжелую, изнурительную работу в токсичном производстве, Алексей Алексеевич находил силы, желание и время, чтобы заниматься фаянсом, финифтью, писать пейзажи. Делал чудесные расписные доски, пытаясь повторить технологии иконописцев... Принимал участие в выставках «Большая Волга» и «Малая Волга». Замечательной была выставка в 1979 г. в Ленинграде. Вместо двух недель по просьбе зачарованных горожан северной столицы она работала три месяца. В 1980 г. в Митрополичьих палатах Ярославля была смонтирована экспозиция из работ Егорова – предполагалось, что на один год, но работала она целых десять лет. Произведения А. А. Егорова экспонировались на выставке в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Знаменитый виолончелист Ростислав Ростропович, получивший как-то в подарок чудо-керамику, изготовленную Егоровым, в восторге сказал: «У вас в Ярославле живет гений!» Своего рода выставку можно было бы сделать из авторских работ мастера, изготовленных в мастерской Егорова на заказ, подарков российским и зарубежным знаменитостям. Пользовался изделиями его тогдашний руководитель области Ф. И. Лощенков. По его заказу для Валентины Терешковой изготовили в мастерской Егорова керамическую шкатулку, которой первая женщина-космонавт была очарована. Одной из оценок уникального труда ярославского мастера было вручение ему медали ВДНХ в 1977 г. за лучшую модель сувенира. Егоров изготовил тогда миниатюрные копии изразцов XVII века. Тогда же Алексею Алексеевичу Егорову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств». ...Мастера давно уже нет с нами, он ушел из жизни, когда ему исполнилось всего 60 лет. Директор реставрационных мастерских В. Д. Шаульский вспоминает Егорова добрым словом: «Очень положительная и самобытная личность. Великий художник и великий химик... Мог не выходить неделями из мастерской. Сегодня Бухара и Самарканд работают по его технологии... Он дал их мастерам все, чтобы можно было работать. Я всегда чувствовал, что он гений! Смотрю на его изразцы и все больше понимаю их ценность...» О творчестве Егорова и о нем был снят киноролик в советское время. Часто о мастере писали журналы и газеты. Но лучшая память – в учениках и последователях, они продолжают начатое им дело. Однако на Чурилковском кладбище, где похоронен Алексей Алексеевич, на могиле его так и нет подобающего памятника. Она по сути затерялась здесь среди многих. Может, в оставшиеся до 9 марта дни город сможет что-то сделать для человека, возродившего одну из славных страниц истории Ярославля. Фото автора.
Гость | 29.03.2020 в 12:03 | ответить0
Все хорошо, но на фронт, ушли тысячи добровольцев и наказанием навряд ли они считали, для себя, защищать Родину, своих близки… В этом ракурсе не стоило повествовать судьбу замечательного Человека и его, отца погибшего, как и миллионы других, на фронтах ВОВ.Защищать Родину, в годину испытаний, Честь и Долг, каждого настоящего мужика…