Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
В музее истории города при большом стечении публики стартовала акция за восстановление в Ярославле памятника Павлу Григорьевичу Демидову. Здесь открылась выставка «Возвращение «медного столба», подготовленная вместе с областным архивом. Материалы для нее предоставлены, кроме того, музеем-заповедником и областной Некрасовской библиотекой. В числе прочих – настоящие архивные «изюминки», обнаруженные старшим научным сотрудником Мариной Беловой. Такие интересные, что можно теперь определенно сказать: восстановление памятника музейщики застолбили.
Татьяна ЕГОРОВА.
Памятник был установлен ярославским дворянством в честь внука петровского «крестника» Никиты Демидова, основавшего в Ярославле Высшее наук училище – один из первых университетов в России. Более позднее название – Демидовский юридический лицей – не поколебало его университетский статус и вошло в историю российского высшего образования. По указу Александра I в честь П. Г. Демидова еще при его жизни была выбита золотая медаль. Она хранилась в лицее, но сейчас можно судить о ней только по фотографии. Медаль исчезла. И это не единственная загадка в представленной эпопее. Но о других по порядку. Павел Григорьевич Демидов (1738 – 1821) – выпускник Геттингенского университета, действительный статский советник, ученый-натуралист. Он начал хлопотать об учреждении в Ярославле университета в 1803 году. И, как гласит один из документов, не ограничился словами, а сразу перешел к делу: пожертвовал 3578 душ крепостных на содержание профессоров и 100 тысяч рублей «на содержание процентами с этого капитала беднейших из студентов и для командировки достойнейших из них в лучшие заграничные университеты». В 1811 году он дает еще 20 тысяч рублей на перестройку дома для Высших наук училища и снабжает его библиотекой, кабинетами физических машин, химических приборов и собранием разного рода камней и минералов. Через восемь лет после кончины мецената признательное дворянство установило ему памятник. Открыли его, как отныне мы будем знать точно, 6 марта 1829 года. Деньги собирали по кругу, на выставке можно увидеть подписные листы, жертвовали по 50, 25, 10, даже по 5 рублей – кто сколько мог. Обнаруженные в архиве свидетельства, в том числе расписка, выданная П. Г. Оловянишникову, ставят точку в давнем споре, из чего все-таки была сделана основная часть памятника: она гласит, что Оловянишников передал для отливки колонны на ярославский завод Чарышникова 130 пудов меди. О том же свидетельствует подлинный документ архитектора Панькова. А слухи о бронзе, по словам Марины Беловой, возникли из-за путаницы в одном из дореволюционных изданий. На выставке можно увидеть несколько рисунков памятника, относящихся ко времени его создания, известные и неизвестные фотографии, макет, изготовленный ярославским художником-дизайнером Львом Кожевниковым, и таким образом представить все сооружение в целом. На гранитном пьедестале был бронзовый позолоченный герб Демидовых, венчала колонну ажурная, искусно изготовленная петербургскими художниками и мастерами вызолоченная географическая сфера с парящим над ней двуглавым орлом. Судьба навершия – еще одна загадка памятника. Оно было снято в 1918 году, за тринадцать лет до разрушения монумента. В официальной бумаге 1918 года говорится, что навершие надлежит сопроводить в древлехранилище (нынешний музей-заповедник), но по документам музея оно не прослеживается. Есть разночтения по поводу высоты колонны: в одном месте написано 17 аршин, только текст не вызывает полного доверия, музейщики считают – что-то около 20 метров. И, наконец, еще одна загадка, возможно, самая непонятная. На выставке – акварель Г. Сабанеева (1904 г.). Художник, работы которого отличались фотографической точностью, изобразил памятник в таком виде, в каком его нет больше ни на одном рисунке, ни на одном снимке. Колонна обшита какими-то большими листами, видны скрепляющие их заклепки. Но на фотографиях, запечатлевших снос колонны в 1931 году, она опять гладкая, никаких следов «обшивки» нет. Возможно, «медный столб» в начале века как-то «лечили», впрочем, никаких упоминаний о подобных работах того времени пока не обнаружено. А вот в 1884 году памятник, как выяснилось, действительно реставрировали, причем капитально. Он обветшал уже в 1860-е годы, да так, что писали об опасности его для окружающих. На восстановление стали собирать деньги, сразу в нескольких российских газетах появилось обращение к выпускникам Демидовского лицея, живущим в разных городах. Ход оказался верным – собрали 60 тысяч рублей ассигнациями. В 1884 году в Ярославле был создан комитет по реставрации с участием архитектора Ивана Поздеева и городского головы Ивана Вахрамеева, книгочея и умницы, и все было сделано. О демидовском монументе в городе всегда было много мифов. Это сегодня главный энтузиаст восстановления памятника директор музея Владимир Извеков говорит, что речь идет о «памятнике великому гражданину земли ярославской и всей России, уникальном памятнике уникальной личности». А в недалеком прошлом людям внушали, что это не столп, а всего лишь «столб» из цветного металла. Поэтому и снесли его под призывный лозунг: «Заводам нужен металл». Каково же было разочарование, когда увидели, что поваленная колонна полая. Просто труба с толстыми стенками. Но и она пошла по назначению. На фотографии 1931 года – поверженный памятник перед отправкой на металлообрабатывающий завод. Рядом – газета «Северный рабочий» с аналогичным снимком и с материалами кампании по сбору металлолома. Что было, то было, из истории, в том числе истории нашей газеты, это не вычеркнешь. Время было такое, достаточно взглянуть на выходные данные того самого номера: «26 июля 14-го года пролетарской диктатуры». Памятник Демидову не исчез бесследно. Кроме того, что музейщикам удалось раскопать в архивах, сохранились его фундаменты – посреди бульвара на площади Челюскинцев есть фонтан, рядом – клумба, она как раз на том месте. Тут его и предлагается восстановить. По словам заместителя мэра Александра Ипатова, такая идея включена в план подготовки к 1000-летию города, но пока только как идея: послушаем, мол, мнение ярославцев. Музей считает, что по примеру прошлых поколений основную часть необходимой суммы могли бы составить пожертвования. Подписные листы сейчас, говорят, запрещены. Открыть счет в Сбербанке – не каждый туда побежит. Интересный вариант предложил художник Лев Кожевников: выпустить некие «демидовские бумаги» стоимостью от 10 рублей и выше. Сделать их номерными, красивыми. Жертвователи будут их покупать, а бумаги останутся в их семьях как память о личном участии в благородном деле. Крупные жертвователи, банки, например, смогут поместить приобретенную таким образом большую «демидовскую бумагу» в рамочке и выставить на видном месте, демонстрируя тем самым приверженность высоким идеям просвещения и заботы не только о себе, но и о своем городе.
Читайте также
23.09.2011Флоренция, увиденная сквозь розовые очки В мире есть города, достойные восхищения. Один из них Флоренция – жемчужина Италии, туристическая Мекка – стала объектом нашего паломничества.
01.04.2009Как ярославцы памятник Гоголю сооружалиТрудно назвать хоть одно значительное российское событие, к которому не имели бы отношение уроженцы земли Ярославской или люди, имеющие непосредственное отношение к ней.
28.08.2004«Я – рисование»
30 августа исполнилось бы 80 лет одному из самых известных российских художников-аутсайдеров Александру Павловичу Лобанову. Он был ярким представителем
22.01.2003Памятник все-таки будет Акцию, посвященную восстановлению в Ярославле памятника П. Г. Демидову, начал музей истории города. В этом году исполняется 200 лет со времени основания
09.01.2003Mеmento mori
Ярославский художник Марк Маркович начал работу над проектом памятника погибшим в дорожно-транспортных происшествиях. Он будет установлен в сквере перед
04.12.2002Художник и свидетель
Художник Геннадий Милков из Любима передал в Ярославское городское и областное отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры серию