Здесь вас будут учить ЛЕТАТЬ. Бах – фигура, о которой можно говорить часами. Многие его любят, многие не понимают, а за что, собственно, его нужно любить и в чем ценность его опусов? Тем не менее слава Баха всемирна. Он – не просто американский летчик и писатель, он – гуру, размышляющий о предназначении человека, яркий мастер притчи и афоризма. Это настоящий учитель жизни для двух-трех последних поколений разноплеменных читателей, среди которых немало и россиян. Есть, впрочем, у Баха и некоторая завиральность. Ну, зачем ему было, например, объявлять одного из героев «Иллюзий» – Мессией?.. Но без таких интеллектуальных приколов Бах – не Бах. «Странник» и его руководитель Руслан Вялов должны были прийти к Ричарду Баху. Слишком явное созвучие. Ведь программа этого театра – одухотворенное зрелище, спектакль-притча, который призван разбудить в зрителе волю к преображению своего бытия. Не больше, но и не меньше. В постановке два актера. Два летчика, которые зарабатывают на жизнь тем, что на своих небольших самолетах катают по поднебесью жителей американской глубинки. Но важнее то, что им самим нравится и хочется летать. И еще важнее, что один из них – учитель, а другой – ученик. Дон Шимода учит жизни и смерти. Учит свободе полета, свободе поступка, свободе дыхания. Уроки его просты, но, в общем-то, не каждому понятны. Мы привыкли легко обходиться без свободы. И когда ее становится «слишком много», нами овладевает страх. Как если бы нас запустили в небеса без страховки. Уроки Дона Шимоды, может быть, помогут с этим страхом справиться. «Я – Спаситель, но и вы тоже. Чудеса, которые я творю, может делать каждый из вас!» – так прямо он и говорит. Пусть все творят чудеса! Пусть все будут Спасителями! В затрепанной книжке, названной «Справочник для Мессии», которая летала с Шимодой в его планшете, есть и такая запись: «Лучше всего ты учишь тому, чему тебе больше всего надо учиться самому». И Дональд пытается учить, как умеет. Не всегда удачно. Терпит крах попытка сделаться радиопроповедником. Диалог со слушателями по прямому телефону повергает тех в ярость. Любители чудес и увеселений не обнаружили склонности к просветлению. Консервативные папы-мамы не потерпели уроков вольности, сообразив, чем они могут обернуться для них и для их детей. Все кончилось трагически. Для Шимоды. Он был застрелен в кабине своего самолета. Нет человека – нет проблемы. Такое еще случается и в Америке, и в других частях света. Денис Яковенко интересен в каждой роли. У него есть не только дар перевоплощения. Есть еще и обаятельное человеческое начало, есть собственная личностная глубина, которые позволяют ему быть органичным в серьезных ролях. Он без натуги берет изрядный интеллектуальный вес роли, изображая иной раз философа, свободного искателя смысла. В новой постановке Яковенко-Шимода явил возвышенно-отрешенного мыслителя-бродягу. Глядя на него, вспоминаешь о детях цветов, о вымирающей породе философствующих хиппи. Правда, игрового начала в этой роли немного, она слишком все-таки статична, герой не меняется и ведет себя в основном предсказуемо. Неплох и простоватый ученик, Ричард, в исполнении Анатолия Чинкова. Его герой – сущий простофиля, но очень симпатичный. Общение с Доном слегка приподымает его над плоскостью его банального существования. Кажется, режиссер замышлял даже принципиальное перерождение героя. Оно пока сыграно не очень убедительно. Когда-то Баха показали нам в ярославском ТЮЗе, в холодновато-эстетском действе «Птицы». Главное достоинство той, уже давней, постановки – виртуозная актерская пластика, блестящее подражание птице, – совершенно не востребовано в театре «Странник». Здесь другие средства: негромкий голос человека, пауза, вздох, немой взгляд, лаконичный жест, музыкальный контрапункт. Так в спектакле пытаются создать духовную ауру, в которую погружают зрителей. Иногда это погружение удается, иногда нет. Но в целом что-то остается, что-то уносишь со спектакля и хранишь потом еще долго. Хочется улететь далеко-далеко и летать долго-долго. Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.