По этому поводу, вгоняя в ступор отца фестиваля (именно так он обозначен в программках) Игоря Гаврилова, удачно проехался Владимир Фейертаг. Надо отметить, что на сей раз все джазовые музыканты попали под этническую классификацию «чугезов» – от английского «come to gether». Чугезы – это люди, собравшиеся однажды вместе, да так и не решившие расстаться. Отцом-командиром, а также председателем общества чугезо-российской дружбы всенародным голосованием выбран Игорь Гаврилов. Но не буду больше вас интриговать: под этим замысловатым названием скрываются обыкновенные музыканты, влюбленные в джаз и играющие только джаз – хороший и разный. Третий день фестиваля подарил нам встречу с оркестром ДК и ТН «Славнефть» Сергея Болдырева. «Было бы куда эффектнее назваться «Нефть-джаз», – в скобках заметил остроумный Фейертаг. Их выступление вполне вписалось в цветовую гамму аншлагов фестиваля – желто-оранжевую. Сочно, в меру традиционно, с легким освежающим цитрусовым привкусом новаций. Этот многолюдный коллектив быстро (скорость объявления очередного номера зависит от ловкости рук, с которой барабанщик заменяет чужие тарелки на ударнике на свои) сменил другой ярославский ансамбль под руководством Евгения Егорова. Он исполняет джаз-рок и джазовые стандарты. «Этой энергетике уже три десятка лет, – заметил ведущий, – нового здесь ничего нет, но каждый находит свой путь». Нашли его и Комбо «Прогрессив», судя по тому, что соло на саксофоне Александра Попова неоднократно прерывалось одобрительными аплодисментами. Что, безусловно, приятно на джазовых фестивалях, так это абсолютно клубная, чуть ли не родственно-дружеская атмосфера. Никто не заботится о том, как он выглядит. Музыканты дословно и буквально претворили в жизнь завет великого Станиславского – «любить не себя в искусстве, а искусство в себе». Переняли от них это замечательное качество и джазовые зрители: они не стесняются давать советы пребывающим в данный момент на сцене – благо практически все присутствующие в зале в той или иной степени разбираются в джазе, громко радуются удачным пассажам и свистами-криками подбадривают солистов. А вообще, ярославский джазовый фестиваль наглядно продемонстрировал, что джаз – это высший пилотаж в музыке. На тех же семи нотах – до, ре, ми, фа, соль, ля, си – кто-то сыграет «Собачий вальс», а кто-то – пьесу из репертуара Луи Армстронга. Музыканты, съехавшиеся в Ярославль, – из последних. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.