Задолго до того, как гулкий малиновый перезвон оповестил всю округу о начале народного гулянья, к ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю ручейками стекался праздный люд. В радостном предвкушении блинов и шашлыков да под сорокаградусную мужья, конвоируемые бдительными супругами с помятыми тюльпанами наперевес, приглядывались к змеящимся очередям – где, что и почем. Оказавшись в стенах монастыря, народ растекался сообразно интересам: мужья – к кабакам, жены – к ларькам. Особо оживленно шла торговля под многообещающим плакатиком «Освободитесь от беды!». Предметом негоции там служили... четвертованные веники: увитые яркими лентами, они представляли собой уже не предмет домашнего инвентаря, а символизировали беды-болезни людские. Часом позже полетят соломенные чучела в общий масленичный костер, навсегда или по крайне мере на сегодняшний день избавив их владельцев от всех напастей. У колокольни гомонит толпа. Впрочем, не толпа, а организованная группа туристов – гид деловито всех пересчитывает и прикрепляет на грудь каждому табличку с именем. Любопытствующих ярославцев с вопросом «Че дают?» гид отгоняет: «Не пристраивайтесь к нам, ничем тут не торгуют». Судя по нарочитому «а», «м-а-сквичи» пожаловали. А не очень-то и хотелось пристраиваться – есть зрелища и поинтереснее. На бревне добры молодцы мешками, набитыми соломой, бьются. А ряженые науськивают их друг на друга: «Да не так! Под коленки бей!» Эх, раззудись, плечо, размахнись, рука – полетел в сугроб зазевавшийся. Чуть поодаль – бои посерьезнее. «Лыцари слажаются», – прокомментировал толстощекий карапуз в первом ряду. Но и здесь советчиков хватает. «Кто ж так бьет мечом? – рвется в круг расхристанный мужичок. – Дай-ка я!» Насилу оттащили за полы. – А вот начинается аукцион! – перекрикивает звон металла зазывала. – На кону охренительный набор. Начальная цена – червонец. Хоть и чувствует народ – дурят нашего брата! – но подтягивается. – Тридцать пять рублей! Кто больше? Торг разгорелся не на шутку. Захлопали зрители по карманам, проверяя наличность: вдруг и впрямь «охренительный набор» в домашнем хозяйстве пригодится? – Семьдесят! Кто больше? Продано мужчине с кинокамерой! Все вытянули шеи: что на подносе под салфеткой скрывается? Рюмка водки да бутерброд с хреном! Хочешь не хочешь, а выкладывай семь червонцев, выпивай-закусывай. На здоровье! Бурлит толпа, гомонит народ. Подпевают разудалому казачьему хору, фотографируются на память в диковинных шляпах с перьями, подставляют носы и щеки под расшалившуюся кисточку художника-гримера. Детвора окружила Топтыгина – за лапу здороваются. А когда еще погулять – душа и карман нараспашку! – как не в Масленицу? Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА. «Гулять так гулять», – решили ростовцы, и зимние игрища «По щучьему веленью» нынче были перенесены с февраля на март и совмещены с масленичными гуляньями. Благо сказочный Емеля-дурак очень любил блины. Местные власти, правда, говорят, что все сделано не для сказочного правдоподобия, а ради экономии бюджетных средств. – Что нужно для Масленицы? – вопрошали затейники на открытии праздника, агитируя ростовцев танцевать под духовой оркестр. – Блины! – отвечал честной народ, собравшийся на Соборной площади. – И рюмочка. С раннего утра в городском парке столпотворение. Местный общепит выдал на-гора пирожки, шашлыки (от 20 до 60 рублей за штуку), налицо водка (от 35 рублей за бутылку) и все прочее. Целый день стояла очередь за ухой, сваренной работниками инициативного ростовского предпринимателя Котова. Конкурентов не оказалось, и к обеду плошка ухи вздорожала с 25 до 27 рублей. Завсегдатаи праздника утверждают, что ушица была неплохая, без костей, не то что в прошлом году. В парке развернули свои поделки ростовские мастера народных промыслов. Прохожие заглядывались на сделанные из спичек модели русских храмов, как ростовских, так и северных. – Сколько? – приценивались местные. – Дорого! – отвечали продавцы. Видно, расчет делался на денежную западную и московскую публику. Посмотреть на веселящийся Ростов Великий прибыли два десятка туристских групп из столицы и других городов «Золотого кольца России». Но основное внимание они уделили, конечно, кремлю и Успенскому собору. Знаменитые ростовские колокола целых 15 минут услаждали гостей своими перезвонами. Батюшка, прибывший из Москвы с группой учеников воскресной школы, снимал концерт на видеокамеру, что не мешало ему отвечать и на звонки по сотовому телефону. На берегу озера Неро дети, да и все прочие могли прокатиться на «Буранах», вернее, на ведомых снегоходами санях. Десятка с носа – и поехали с ветерком. Причем хозяева «Буранов» стремились усадить клиентов по трое. По Советской площади от кремля до местной администрации детей катали на лошадях и паровозике, подаренном губернатором Анатолием Лисицыным к 1140-летию Ростова. Праздник завершился театрализованным представлением и гуляньем у костра. Фото Сергея Метелицы.