Вчера в память о великом музыканте в Концертном зале им. Собинова прошел концерт с участием Ярославского симфонического оркестра под управлением М. Аннамамедова и солистки К. Проститовой (Москва). Прозвучали Седьмая симфония, Третий фортепьянный концерт и музыка ... Моцарта. Произведение его оказалось в программе не случайно. Есть нечто общее между двумя гениями: как и Моцарт, Прокофьев начал сочинять музыку с пяти лет, в девять написал первую оперу. В 13 лет он пришел поступать в Петербургскую консерваторию, прихватив с собой толстенную папку со своими сочинениями. В Прокофьеве рано проснулся новатор. Однако стремление юноши идти своим путем воспринималось в консерватории как дерзость, посягательство на авторитеты, оригинальничанье. После окончания учебы конфликт молодого музыканта переносится из стен консерватории в концертные залы. Блестящий пианист, не знающий технических трудностей, он начинает концертную деятельность, но публика отвергает Прокофьева. Выступления его нередко сопровождались скандалами, однако это ничуть не смущало молодого музыканта, а скорее забавляло, подхлестывало буйную фантазию к новым дерзаниям. Эпатаж консервативной публики был сродни "желтой кофте" Маяковского-футуриста. Не случайно поэт видел в Прокофьеве своего человека - такого же дерзкого и безжалостного ниспровергателя прошлого. Наступивший XX век нес с собой новые идеи, новые скорости, отдавал предпочтение разуму, а не чувствам, отбрасывал все, чем увлекалось искусство XIX века. Он нес новую эстетику, и Прокофьев стал одним из ярких ее выразителей. Его музыка будоражила, тормошила, дерзила, смеялась, радовалась молодости и солнцу, иногда гримасничала, но чаще поражала неиссякаемой стихийной силой. Его критиковали за "формализм" и "буржуазные изыски" на печально известном совещании деятелей советской музыки, устроенном А. Ждановым. Но случилось так, что ниспровергатель традиций сам стал классиком: невозможно забыть лиричный, обаятельный вальс Наташи из оперы "Война и мир", а сказка Гоцци "Любовь к трем апельсинам" известна многим именно благодаря Прокофьеву. Он обогатил русский балет такими шедеврами, как "Золушка" и "Ромео и Джульетта". Его музыка звучит в фильмах "Александр Невский" и "Иван Грозный". Седьмая симфония Прокофьева, прозвучавшая в Собиновском зале, по существу, является последним произведением композитора. Полная удивительной ясности и света, она словно прощальный взгляд человека на прожитые годы. Чистый, мелодический родник, не иссякающий никогда.