В последние годы особенно активно выступает за квотирование показа иностранных фильмов кинорежиссер Карен Шахназаров, директор киноконцерна «Мосфильм». А заговорили об этом российские кинотворцы на следующий же день после отмены государственной монополии на закупку фильмов (в ноябре 1989 года). Оставшись один на один с рынком, они осознали свою неконкурентоспособность, а следовательно, полную беззащитность перед иностранным кино и взмолились о помощи. Шахназаров и другие его сторонники ссылаются на опыт Франции, где квотирование существует в таком виде: 50 процентов – это французское и высокохудожественное западноевропейское кино и вторые 50 процентов – иностранные картины, показ которых облагается большими налогами, которые направляются в бюд-жет и идут на развитие отечественной культуры.
Не дождавшись обсуждения законопроекта в Государственной Думе, Карен Шахназаров озвучил идею квотирования иностранных фильмов во время недавнего посещения киностудии «Мосфильм» Президентом РФ. К удивлению киношников, Владимир Путин не поддержал мысль режиссера и заметил, что Министерство культуры могло бы подумать о протекционистских мерах, направленных на создание дополнительных условий для развития отечественного кино, однако интересы зрителей при этом не должны быть ущемлены. Владимир Путин, высказавшись против квотирования иностранных картин на рынке кинопроката, все же сделал оговорку: «пока не достигнуты достаточные объемы внутреннего производства».
– Если мы к 2006 году перевалим за сто фильмов, тогда и можно будет говорить о квотировании, – разъяснил позицию президента министр культуры Михаил Швыдкой.
Внесенный в Думу законопроект предусматривает увеличение количества российских фильмов в кинотеатрах и на телевидении за счет сокращения кино иностранного. В последние годы в телеэфир и на широкий экран действительно обрушился такой массированный поток низкопробного западного ширпотреба, что ни в кинотеатр идти не хочется, ни телевизор включать нет никакого желания. Но, говоря об опасности привития американских ценностей российскому зрителю, думцы не слишком учитывают экономический аспект проблемы. Даже в лучшие для проката отечественного кино советские времена основную прибыль приносило именно иностранное кино.
Сегодня американские фильмы приносят в прокате до 60 миллионов долларов (для сравнения, средняя российская лента – около 100 тысяч). Ограничение проката иностранного кино отобьет всю охоту у инвесторов вкладывать деньги в строительство киносетей (а именно эта область киноотрасли сегодня наиболее активно развивается, чему есть примеры и в Ярославле) и погубит существующие кинотеатры, поскольку работать будет не с чем.
Вот что говорит по этому поводу ведущий российский киновед, эксперт по прокату Наталья Венжер:
– Чтобы нам занять 25 процентов кинематографического репертуара, надо иметь 52 премьеры в год. А для того, чтобы у нас было 52 смотрибельных фильма, мы должны производить минимум 150. Сегодня мы производим 65 картин, из них 56 смотреть никто не будет. Если сегодня будет введена эта квота, кинотеатры придется закрыть.
Двоякое отношение к вопросу о квотировании иностранного кинопродукта и у ярославских директоров кинотеатров. Людмила Ипатова, директор государственного учреждения «Киновидеоцентр», говорит:
– Как директор, я вынуждена быть против, потому что учреждение должно зарабатывать деньги, а зритель идет в основном на зарубежное кино. А как человек, как зритель, я за ограничение проката зарубежных фильмов. Сама смотрю только отечественное кино, причем далеко не все, предпочитаю старые, советские еще фильмы.
Но вот что интересно: в течение этого года ярославским кинопрокатом приобретено 19 фильмов, из них 11 – отечественные. Среди российских новинок – ленты «Вовочка», «Олигарх», «Война», «Кукушка», «Медвежий поцелуй», «Возвращение», три фильма повторной печати – сказки Александра Роу и «Горячий снег», православная программа.
– «Киновидеоцентр» постоянно пополняет свою фильмотеку, – комментирует эти цифры Людмила Федоровна. – И приобретаем мы подчас сознательно далеко не кассовые фильмы, а такие, как старые фильмы о войне, детский фильм «Повелитель луж», «Звезда». Эти ленты не принесут дохода, но я считаю, что их должен видеть зритель.
Таким образом, получается, что Ярославль в области кинопроката впереди Госдумы всей. Они еще и обсуждать не начали, а мы уже претворяем программу в действие.
Поддерживает идею квотирования и Валентина Глумова, директор МУК «Кинозрелищный центр «Аврора».
– Я считаю, что сегодня как никогда необходимо вернуть на экраны качественное отечественное кино. У зрителей есть потребность в хорошем отечественном кинематографе, не все интеллектуально деградировали, питаясь американизированной кинопродукцией. Это доказал недавно прошедший в Ярос-лавле фестиваль «Улыбнись, Россия». Залы у нас были переполнены. Но поддержка отечественного кинопроката должна быть на государственном уровне. Когда во Франции идут целевые показы отечественного кино, соответственно, идет и финансирование. Мы же за фестивальные дни не получили ни копейки. А я, как директор, постоянно должна думать о том, как заработать деньги. И получается, что зарабатываю я их на демонстрации именно зарубежного кино.
Сама дома для души я могу бесконечно пересматривать старые отечественные фильмы – «Девчата», «Угрюм-река», «Москва слезам не верит». Дети мои с удовольствием смотрят эти ленты, говорят: «Надо же, какие добрые фильмы были раньше». И действительно, от этих фильмов идет энергетика добра.
Однако новые фильмы придумала жизнь. Согласитесь, что сегодня многие современные отечественные фильмы настолько американизированы, что их практически от зарубежных не отличишь. Чем, скажем, нашумевшая «Бригада», романтизировавшая российских бандитов, лучше «Никиты»? Так в чем же разница? Лишь в лейбле – сделано в России? Наивно полагать, что после запрета «Матрицы» все побегут в кинотеатры смотреть «Девчат». Закон кинорынка прост: выбор зрителя объясняется не патриотизмом, а качеством товара. А вот кто определит это качество – другой вопрос.
– Если бы меня поставили квотировать, – говорит профессор Владимир Жельвис, – то я бы, конечно, убрал бы все эти отвратительные помои, которые льются на нас с экрана. Я не сторонник цензуры, но есть же какие-то пределы. Если квотировать иностранные фильмы, это надо поручать образованному и грамотному человеку, потому что иначе до нас будут доходить только третьесортные голливудские поделки, а настоящее кино, как недостаточно кассовое, будет зарезано.