На центральном пульте рядом с компьютером и электронными устройствами потребления газа, температуры и давления в котлах, выработки тепла можно увидеть странноватое в таком окружении, выполненное в эстетике начала минувшего века устройство в форме креста.
– Это четыре основных прибора, которыми в двадцатых годах оснащались электростанции, – поясняет начальник котельной Владимир Завьялов. – Ваттметр, вольтметр, частотометр, а верхний – предназначен для согласования частот генератора и сети. Они прослужили станции верой и правдой вплоть до превращения ее в 1993 году в котельную. И этот мраморный пульт с приборами с тех же пор – музейный экспонат.
А вот германские котлы фирмы «Шихау», которые мы увидели в котельном цехе, – действующий экспонат своеобразного музея истории энергетики. Они не сварные, в отличие от современных. В 1926 году, когда их изготовили, ни в России, ни в Германии сварки еще не знали. Гигантские барабаны этих котлов склепаны из сверхпрочной крупповской стали и ни разу не ремонтировались со времени пуска в эксплуатацию.
– Мы вынуждены соблюдать все меры предосторожности при работе с этими раритетами, – замечает Владимир Николаевич. – Ежегодно проводим исследование стали на прочность, проверяем надежность каждой заклепки, чтобы при малейших признаках появления трещин остановить котлы, не допустить аварии.
Музейными экспонатами можно назвать и громадные маховики задвижек, похожие на штурвалы морских судов. Их приходится вращать вручную. Для того чтобы экстренно отключить пар или воду, не спускаясь к котлам на первый этаж, через все этажные перекрытия до самого верхнего к маховикам задвижек пропущены стальные рычаги.
Как это странно смотрится в наш век, когда всем подобным оборудованием люди научились управлять с помощью мышки компьютера на любом расстоянии.
Кабинет начальника станции, а также помещения ее отделов и служб находятся сегодня в самом старом корпусе первой очереди, строительство которого и началось 80 лет назад (в 1923 году) по плану ГОЭЛРО.
– Мы находимся сейчас в здании, где были первые пусковые котлы и стоял первый генератор. Не было этих кабинетов, перекрытий этажей. Был высокий машинный зал, – продолжил свой рассказ Владимир Завьялов.
А начиналась история Ляпинки даже более 80 лет назад. В 1919 году впервые по инициативе губернских властей было проведено исследование богатых залежей торфа на болоте у деревни Ляпино. Ярославль к тому времени располагал небольшой, построенной еще в конце XIX века электростанцией, благодаря которой улицы города освещались (правда, весьма скудно), а жители могли пользоваться услугами первой трамвайной линии. Основными видами топлива при этом оставались нефть и дрова. Город все больше увязал в жестоком топливном кризисе.
В 1916 году было положено начало автозаводу. Росло население, в электрификации нуждались наиболее крупные текстильные и лакокрасочные предприятия. Да и жителей уже не устраивали керосиновые лампы и лучины. И как только жизнь в России вступила в мирную колею, проект новой электростанции стал насущной необходимостью.
Однако сразу после включения его в план ГОЭЛРО начать стройку не удалось. Государство еще не имело достаточно средств для финансирования строительства в Ярославле крупного энергоисточника. И тогда местные власти создали акционерное общество. Его основной капитал определялся в 1,5 млн. рублей. Акции раскупались в основном предприятиями и организациями, но и частные лица, рабочие и служащие вкладывали в стройку личные сбережения. И все же строительство шло медленно, средств постоянно не хватало.
В 1925 году наконец-то было открыто государственное финансирование строительства, а 21 ноября 1926 года в торжественной обстановке состоялся пуск электростанции. Город жадно поглощал столь необходимую ему энергию, и ЯрГРЭС стали расширять. Официальным днем пуска станции на полную мощность 36 мегаватт считается 7 октября 1932 года. Но дальнейшее строительство ЯрГРЭС, ее социальной сферы не прекращалось вплоть до 1940-го.
В 70-х годах котлы перевели с торфа и угля на жидкое топливо, усовершенствовали очистку газов, применив мокрое улавливание и фильтрацию дымовых выбросов, реконструировали турбинный и электрический цехи, установили систему химводоочистки. А в 80-е, когда генераторы станции выработали свой ресурс, устарели морально и физически, началось перерождение ее в Ляпинскую отопительную котельную, что было также необходимо для увеличения ее тепловой мощности. В Заволжском районе тогда началось интенсивное жилищное строительство.
Сегодня на бывшей ЯрГРЭС работают 110 человек. На смене же чуть больше двух десятков. В операторской, на пульте, с которого ведется управление всеми четырьмя котлами, мы застали только машиниста котлов Надежду Оводову и машиниста насосов Анатолия Иванова. В качестве «работника охраны» с ними несла вахту черная как смоль кошка Маша. Ее роль здесь незаменима – беречь кабели станции от грызунов.
Пульт управления газовыми котлами современный, с устройствами телемеханики и автоматики. Но и старый щит с большими диаграммами и приборами-самописцами тридцатых – сороковых годов сохранен как музейный экспонат.
Начальник станции пояснил, что здание первой очереди ЯрГРЭС четыре года назад после демонтажа энергетического оборудования – турбин и генераторов – внесено в список памятников истории и промышленной архитектуры и охраняется государством.
– Тем не менее станция-музей продолжает выдавать 110 Гкал теплоэнергии, снабжает ею половину Заволжского района – от набережной Волги до проспекта Машиностроителей, а также Средний и Нижний поселки, агрокомбинат «Заволжский» и завод строительных материалов.
– Заменить наши котлы пока нечем, – говорит Владимир Завьялов. – Но еще пять-шесть лет, и мы встанем. Отопление Заволжского района будет проблемой. Новая же станция обойдется как минимум в 600 – 800 млн. рублей. Нужны инвесторы. В этом заинтересованы и город, и область, и предприятия Заволжского района, не говоря уж о населении.
Эта критическая ситуация беспокоит и генерального директора ОАО «Ярэнерго» Виктора Рогоцкого. Он сообщил, что компания ведет переговоры с инвесторами. Есть и проект строительства теплоэлектроцентрали с парогазовым циклом, а рядом со старой Ляпинкой для нее отведено место. Инвесторами выступят, скорее всего, мэрия, администрация области, ОАО «Ярэнерго», один из крупных банков Москвы, а мощные и экономичные газотурбинные двигатели для новой станции изготовят в Рыбинске – в НПО «Сатурн».
Строительство должно начаться не позднее 2005 года, а возможно, и во второй половине 2004-го. Так что у бабушки ярославской энергетики есть все шансы на долгожительство.