суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 19 декабря 2003

То, с чем дальше жить

Графика – искусство камерное, элегантное. Рассчитанное не на беглое просматривание, а на вдумчивое погружение в мир художника. При встрече с этим интеллектуальным искусством не стоит рассчитывать на сиюминутный всплеск острых эмоций, но нужно быть готовым к тому, что впечатление от увиденного, точно заноза, застрянет где-то внутри, заставляя в мыслях возвращаться и обдумывать все вновь и вновь.

автор Лариса САХАРОВА.

 

Именно такая выставка открылась в стенах ярославского художественного музея. Ее автор – известный российский график и иллюстратор Юрий Иванович Селиверстов, безвременно ушедший из жизни в возрасте пятидесяти лет. Графические листы и книжные иллюстрации из собрания семьи художника появились в стенах музея благодаря давней дружбе ярославских музейщиков с известным реставратором Савелием Ямщиковым. Но, как обычно это случается, при организационных хлопотах всплыли и другие связующие нити, протянувшиеся от художника к Ярославлю. Он здесь не раз бывал, и, по словам куратора выставки искусствоведа Нины Жарковой, «как человека православного, его приводили сюда глубинные, интуитивные внутренние контакты». Бум книгоиздательства, пришедшийся на 60-е годы прошлого века, и прозвучавший тогда лозунг о слиянии искусства с жизнью определили выбор профессии Юрия Селиверстова – он стал иллюстратором книг. Именно это направление в искусстве тогда было наиболее востребовано в обществе. Художником было проиллюстрировано более ста произведений отечественной и зарубежной литературы, его гравюры постоянно демонстрировались на выставках книжной графики в стране и за рубежом. Подлинное признание он получил, работая над первым после 1917 года отечественным изданием Нового Завета. Позднее были созданы и иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Работая над ними, художник в статье «Источник извечный» размышляет о вечных проблемах: «В своей идеологической значимости «Слово» открыло читателю родник народного печалования, как со-переживания судьбе Родины, и со-знание национальной памяти в соотнесении своей со-вести, когда весть от личного есть отражение всесветного». Селиверстов стал членом Союза журналистов, позднее вступил в Союз художников. Как архитектор, особую известность получил за проект «Памятника памятников» – выстроить «архитектурную икону» храма Христа Спасителя на том месте, где он был раньше. Об этом проекте в те годы было сказано: «...Не воскресить нам погибших людей, пусть светлая память о них живет на земле, не воскресить заново храма, но пусть появится и повиснет над землей духовное пространство, едва обозначенное и очертанное золотыми линиями... ибо нет уже в нем глухих стен... Теперь он может вместить всех – и живых, и мертвых». Создав серию графических листов к произведениям Ивлина Во, Воннегута, проиллюстрировав двухтомное издание Окутагавы Рюноскэ, художник обращается к христианской философии. Его захватывает «Легенда о Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы» Достоевского). Вслед за писателем художник пытается осмыслить, что есть истина, что есть Бог. Он поворачивается от европейских мировоззрений к русской философской мысли, основанной на вере, опыте и любви к России. К концу 80-х Юрий Селиверстов приступил к главному труду своей жизни – создал серию портретов, обозначенных им самим как «Портреты отечественных мыслителей в письмах, статьях и просто раздумьях, сложенных Юрием Селиверстовым в книгу «...Из русской думы». Павел Флоренский, Владимир Соловьев, Василий Розанов, Пушкин, Чаадаев, Достоевский, Гоголь – эти портреты представляют собой сплав литературы и изобразительного искусства, сквозь каждое лицо проступает лик, сквозь штрихи – мысль. Каждая работа как сжатое повествование и определение подлинного места писателя и мыслителя в русской духовной и художественной истории. Созданные Юрием Селиверстовым портреты великих, знаковых личностей русской философской мысли начинают жить самостоятельно. Их уже невозможно ассоциировать с простым, пусть и гениально выполненным рисунком. Всматриваешься в любой портрет и уже не видишь ни техники, ни штрихов, ни композиции. Точно открываются невидимые временные порталы, по которым из глубины лет устремляется к тебе, ныне живущему, сконцентрированная, зашифрованная истинная сущность бытия. Это ощущение притягивает и отталкивает одновременно, потому что ты вдруг осознаешь, насколько внутренне не готов к принятию таких откровений. Этот поток знаний обрушивается на зрителя, как лавина, и принять его, оставаясь внутренне спокойным, невозможно. Даже закрыв за собой дверь, уйдя в повседневные хлопоты, ты продолжаешь носить занозу этих знаний внутри. Великий русский художник Юрий Селиверстов оставил нам счастливую возможность продолжить с ним и его творчеством диалог и «получить то, с чем можно дальше жить».

Читайте также
  • 19.12.2012 «Обязательно картина называется портрет» В выставочных залах на Максимова открылась областная выставка, посвящённая одному жанру – портрету.
  • 02.09.2010 Украсим город к юбилею То, что ярославцы стремятся внести свой посильный вклад в подготовку к тысячелетнему юбилею,  ожидаемо, нормально и правильно. Наверное, правильно
  • 23.12.2009 Манная каша Никаса СафроноваВ Ярославле – вернисаж одного из самых модных и дорогих художников столичного бомонда Никаса Сафронова. Выставку с романтическим названием «В
  • 06.02.2009 Штрихи к портрету художникаМы - вдвоём в крошечной прихожей запасника художественного музея. Сотрудница запасника Надежда Воинова тактично оставила нас наедине. Я сижу на нижней
  • 05.07.2008 Ах, какая красота от павлиньего хвоста…В советской мультипликации пятидесятых годов был один чудный рисованный фильм: про медведя, который пришёл к Айболиту с просьбой подобрать ему хвост посолиднее.
  • 19.02.2008 Кулик традициям не помехаНа целых две недели Ярославль стал средоточием художественной мысли целого федерального округа. Одновременно во всех выставочных залах города представлен
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Чьи поэты лучшеУже в пятый раз прошёл в Ярославле межрегиональный фестиваль современной поэзии «Logoрифмы».
  • Японские куклы на Волковской сцене Вчера на сцене Волковского театра в течение одного дня выступили сразу три коллектива из Страны восходящего
  • ГАЗЕТНЫЙ КИОСК Сразу несколько ведущих газет и журналов Германии отказались следовать реформе немецкого языка, которую