Если отбросить изрядно истрепавшийся исторический подтекст этого словосочетания, то проявится и «культ индивидуальности», а там и до «культивирования личности» недалеко, и «личной (в смысле внутренней) культуры» художника... Словом, фантазируй – не хочу. Если все эти мысли приходят на ум уже только от одного прочтения названия, то что будет, когда мы заглянем в зал? Как говорил один неутомимый первооткрыватель: кто смелый – я за вами.
Даже первый – ознакомительный – быстрый променад по залам подтверждает все вышесказанное: при одинаковом базовом образовании молодежь идет (пока!) совершенно разными путями. Вот акварели Алексея Овчинникова – прекрасно узнаваемая натура, фотографичный подход к передаче пейзажа, стопроцентная продаваемость работ (если таковая мысль возникнет у автора) и идеальная вписываемость в любой интерьер – будь то офис, банк, кабинет чиновника или квартира. Большинству зрителей такие работы придутся по вкусу, но особых мыслей при созерцании не возникает. В этом же ключе можно рассматривать и гуашевые храмы (в смысле церкви, изображенные гуашью) Руслана Ковалевского. Иностранец, обделенный таким зрелищем в жизни, будет в восторге. Но если ты видишь эти купола-кресты-колоколенки по сто раз на дню, сердце уже не замирает.
Еще одну конъюнктурную струну задел Владимир Екимов, остановившись на так называемой салонной живописи. Богатые натюрморты с невидимым, зализанным мазком в тяжелом золотом убранстве рам. Для интерьера с красным бархатом диванов, лепниной на потолке и зажженным камином – идеальное дополнение.
Вызывает добрую снисходительную улыбку вновь педалируемая на ряде полотен рыбная тема. К ней обращаются Андрей Черемухин и Петр Медведев, каждый по-своему. А улыбка возникает потому, что ни один начинающий художник не исключил из своего «меню» рыбный день. На ум приходят кулуарные откровения по поводу этой темы одного далеко не молодого художника. Он так объяснял пристрастия пишущей братии к разного вида селедкам-лещам: «Накроешь, бывало столик – пивка там попить, еще чего покрепче, закуску разложишь, и глаз радуется: вот и натюрморт готов. Только успей запечатлеть до того, как от «модели» одна чешуя останется».
Роскошные коты Анны Семенычевой (гуашь) были бы еще лучше, не доведись их видеть ранее – и в городском выставочном зале имени Нужина, и в центре современного искусства «Арс-Форум». Но кто с ними пока не знаком, несомненно, порадуется.
А вот что действительно легло на душу, так это три полотна от Максима Теплова. Выпуклый масляный мазок при удивительной цветовой палитре создают дополнительный эффект расширения и углубления пространства, за счет чего узнаваемые уголки Ярославля становятся еще ближе и роднее. В этих работах очень много авторского «я», той самой индивидуальности, на которую претендуют все экспозиционеры, но сохранить каковую удается единицам.
Без сомнения, задержится посетитель выставки и около куклы-марионетки (автор – Валентина Шарапова), тем более что мастерски сделанная игрушка «прилагается» к шести изящным акварелям, изображающим кукол же. В тему и дама в кринолине от Владимира Лукьянченко, для изготовления которой художнику потребовались и папье-маше, и металл, и лен. Очень изящная вещица получилась.
Словом, любой поклонник изящных искусств не останется в минусе. Ювелирное искусство, расписные деревяшки – доски-ложки, живопись по эмали, фотоработы, графика и масло... Есть над чем подумать, поломать голову, есть на что положить глаз, есть чем ублажить душу. И если рынок не затмит творчество, конъюнктура не выйдет на первый план и каждый из заявивших о себе художников все-таки пойдет путем поиска и культивирования своей индивидуальности, выставочные залы и галереи не будут пустовать и в будущем.