суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 26 ноября 2003

Судьба девушки из Нагасаки

«Госпожа Бабочка», «Чо-Чо-сан», «Мадам Баттерфляй», «Чио-Чио-сан» – все это названия одной из самых популярных опер Джакомо Пуччини. Появление ее на Собиновском фестивале нельзя назвать случайным. Во-первых, в этом году исполняется 145 лет со дня рождения знаменитого итальянского композитора, во-вторых, опера «Чио-Чио-сан» была написана 100 лет тому назад. Наконец, для Владислава Пьявко, возглавившего на нынешнем фестивале парад теноров, первой крупной ролью на сцене Большого театра была именно партия Пинкертона.

автор Зинаида ШЕМЕТОВА.

 

А для Ирины Аркадьевой, солистки театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, роль Чио-Чио-сан оказалась дебютной на ярославской сцене. Впервые, и весьма неплохо, показала себя вновь созданная в филармонии хоровая капелла. На Собиновском фестивале стало уже традиционным концертное исполнение опер. Оно не предполагает декораций и костюмов, поэтому экзотика Страны восходящего солнца – кимоно, зонтики, веера, циновки – остались в воображении публики. Все внимание сосредоточилось на истории молодой японки, ее трагической судьбе, волнующей и по сей день. В мировой оперной классике этот образ настолько ярок и правдив, что существовал даже международный конкурс певиц «имени мадам Баттерфляй», а в Нагасаки, где по сюжету разыгралась трагедия, поставлен памятник японской певице Миуре Тамаке, спевшей партию Чио-Чио-сан две тысячи раз. Сюжетная линия вроде бы проста, без сложной интриги. Чио-Чио-сан родилась в богатой семье. Ее отец навлек на себя гнев Микадо и умер, а 15-летняя дочь стала гейшей. Какое страшное будущее уготовила ей судьба! Но вот появляется молодой американский офицер, лейтенант Пинкертон. Ему предлагают для развлечения молоденькую девочку-гейшу, а она влюбляется в обворожительного моряка. В своих мечтах она видит новую жизнь, озаренную лучами счастья. И вот в консульстве состоялось бракосочетание. Но Чио-Чио-сан не знает, что разыгрывается комедия, милая шутка. Ведь дома Пинкертона ждет невеста, с которой он соединится узами настоящего «американского» брака. Для нее «жених» – лучший из людей. Она отказывается верить, что Пинкертон вернулся за сыном, а не за ней, даже когда видит жену-американку. Не в силах пережить эту трагедию, Чио-Чио-сан лишает себя жизни. До сих пор отношение к поступку Пинкертона неоднозначное. Так подлец он все-таки или нет? – Принято почему-то считать, что подлец, – размышляет Владислав Пьявко. – Нет, Пинкертон любил Чио-Чио-сан, иначе не было бы в первом акте огромнейшего, красивого дуэта двух любящих друг друга людей. Когда его канонерка снова пришла в Нагасаки, он поднялся на гору, где стоял домик Чио-Чио-сан. Тут он понимает, что потерял. В последнем акте Пинкертон, спускаясь с горы, с половины дороги возвращается назад. Я абсолютно убежден, что он это делает потому, что чувствует: сейчас что-то произойдет. И не ошибается – Чио-Чио-сан рассталась с жизнью. В опере есть еще один персонаж, появления которого не предполагает концертное исполнение, – маленький сын Чио-Чио-сан. Интересно, как воспринимают трагедию на сцене малыши, играющие эту роль? Об этом рассказывает корреспондент нашей газеты Юлиан Надеждин. Его жена Татьяна Воскресенская, певица, обладавшая красивым лирическим сопрано и драматическим даром, много лет проработала в Пермском театре оперы и балета. Партию Чио-Чио-сан она спела 600 раз. – Почему-то роль сына всегда играли девочки, – вспоминает Юлиан Федорович. – И вот дочка работника постановочной части однажды не смогла выйти на сцену, и попросили сыграть нашего трехлетнего сына. Я, стоя за кулисами, выпускал его в определенный момент. Он бежал к Чио-Чио-сан с криком «мама!», когда она заносила нож, чтобы убить себя. Но, увидев бегущего к ней ребенка, бросала орудие смерти и, обнимая сына, пела свой прощальный монолог, а потом отводила его к игрушкам, сажала спиной к себе и уходила за ширму, чтобы сделать харакири. Затем, зажимая рану, роняла ширму и ползла к ребенку. Пермская газета заинтересовалась дебютом Алеши: был сделан его снимок, текст написала сама Татьяна. А Алеша получил шоколадку – таков был гонорар всех «чио-чио-санчиков». Но в придачу ему дали еще три рубля – огромные деньги по тем временам. Он понравился своей искренностью, и через месяц его снова пригласили. И опять – шоколадка и три рубля. Но в нем произошла какая-то перемена. Он почувствовал: что-то нехорошее происходит с мамой на сцене, она гибнет у него на глазах – и в третий раз ребенок отказался играть. Все, что происходило в театре, было настолько правдиво и потрясало публику, что в зале случались обмороки и даже начинались роды. – А как сложилась судьба Алеши? – Он вырос, закончил наш политех, в настоящее время работает таксистом. В Собиновском зале экстремальных моментов не было, но судьба девушки из Нагасаки явно взволновала публику.

Читайте также
  • 11.12.2012 В Ярославле отпраздновали юбилей СТД (фоторепортаж)В этом году исполнилось 75 лет Ярославскому отделению Союза театральных деятелей. Весь год в Ярославле проходили мероприятия, связанные с юбилеем, - спектакли,
  • 13.11.2012 Без фанерыНа душе и в мире – ноябрит. Злые страсти кипят. Вихри веют. Вакханки пробегают стремительным аллюром. Задним числом отважный тележурналист-патриот
  • 26.10.2012 «Театр должен обжигать зрителя»Спектакль рождался долго и непросто, репетиционный пе­риод занял около года. Изменил ли этот год что-то в мировоззрении режиссёра?
  • 12.10.2012 Родные пейзажи увидим в фильме «Жизнь и судьба» Волжские речные просторы под Мышкином и опустевший рабочий посёлок на Перекопе, развалины бывшего кирпичного завода и заросший бурьяном огромный карьер под Норским.
  • 10.10.2012 Театр «На Литейном» – на Волковской сценеНынешней осенью сцена театра имени Фёдора Волкова то и дело встречает гостей. Сезон открылся Волковским фестивалем, где зрителям приходилось выбирать из
  • 25.09.2012 Жизнь человека в разных срезахНа сцене академического театра имени Фёдора Волкова продолжается XIII Международный Волковский фестиваль. На минувшей неделе свои спектакли показали театры
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают