Под неотразимое воздействие такого «иллюзиона» с переносом зрителя на полвека назад попали наши корреспонденты в заводском музее ЯШЗ на выставке картин, каких давнымдавно никто не видел. В 1989 году спустили сверху важный заказ художникам: оживить на холсте знатных людей завода и эпизоды его истории.
«Оптимистическая трагедия» возведения лопатой и кайлом легендарного ЯРАКа, резиноасбестового завода, разумеется, стоила того, чтобы быть воспетой. Рукава засучили москвичи и ярославцы – живописцы разных поколений (в одной компании у наших оказались и ветеран Михаил Чурин, и куда более молодой Борис Лейфер).
Писали с натуры или по фотографиям – в подробностях увековечили и эпопею строительства, и то, как восстанавливали цеха после бомбежек в войну, и как приезжала на завод после полета в космос Валентина Терешкова – «Чайка» позировала фотографам у браслетного станка, в цехе, где когдато начинала трудовую биографию.
Все это вполне смотрится в окружении музейных подлинников – образцов ноухау завода разных времен, от высокопрочной губчатой резины для артиллерии до суперсовременных авиапокрышек. Жалко, что после перестройки заказную живопись поспешили задвинуть в угол и многое безвозвратно погибло. Между тем живописный соцреализм снова в моде и не только на международных аукционах.
По свежим наблюдениям инициатора проекта Ольги Кокорновой, директора музея, открытого для зрителей всего города, в то время как заводские ветераны испытывают на выставке торжественные ностальгические чувства, молодежь просто в восторге от парадных поз и дежурных улыбок чаще всего неизвестных им людей.
Например, студентов хлебом не корми, дай им поспорить, из чего сшит пиджак, какие сигареты курит проектировщик новых заводских цехов и сколько окурков изобразил художник в пепельнице на совещании по этому вопросу (на снимке).