Театр сейчас на ремонте, спектаклей на большой сцене нет. Актеры только что вернулись из отпусков, идет подготовка к гастролям, репетиции. Но десант постановочной группы мюзикла «Спин» из Национального Шведского театра (Svenska Teatern) в Хельсинки был запланирован именно на эти дни. Режиссер Гуннар Хельгассон, хореографпостановщик Рейа Вяре, директор и артист театра Юхан Стургорд, готовясь к постановке, объявили кастинг! Это прозвучало как гром среди ясного неба. Можно было только дивиться, как заслуженные и именитые, писаные и неписаные красавцы и красавицы наши бледнели и краснели, представ перед шведской комиссией, словно на первом туре экзаменов в театральном институте! Многие из актеров испытали сильнейший стресс.
Впрочем, молодые давно мечтали испытать вкус европейской театральной кухни. Не удивительно, что они резвились как дети, вступив в пространство нежной экзальтации режиссера Гуннара Хельгассона, его парадоксальных задач и упражнений. А тренинг хореографа Рейи Вяре – танец в рэповых тонах – привел в полный восторг. Актеры и актрисы среднего поколения в азарте пытались постичь еще не освоенное. Гуннар стремился сделать всех более раскрепощенными, переполненными чувством юмора и менее закомплексованными.
Каждого из полусотни актеров Гуннар встречал персонально, с каждым знакомился лично. Предлагал петь, двигаться, танцевать. Оценивал возможности. Звучали команды на английском и на шведском. Сопровождавшая шведов переводчик Татьяна Энберг переводила на русский. На второй день Гуннар уже знал множество русских слов, на третий – вполне прилично командовал порусски.
Но и наши актрисы умели очаровать. Ольга Старк пела пофранцузски, Людмила Пошехонова – поанглийски, Наталья Мацюк и Сергей Цепов, сидя за клавишами фортепьяно, играли, пели и вдохновенно импровизировали каждый посвоему. Анатолий Соколовский – баспрофундо – пел «Дубинушку», Валерий Кириллов – любимые деревенские частушки. Словом, репертуар был славный – от пионерских песен незабвенного детства, русских народных распевов, трогательных романсов («Очи черные») до современных хитов. Через песню и отношение к ней, манеру исполнения актерские индивидуальности представали в новом свете. И, кажется, даже директору Волковского – народному артисту России Валерию Сергееву, прекрасно знающему труппу, – порой открывались неизвестные возможности и перспективы некоторых актеров.
Вечером всем артистам раздали листы с ролями (было выбрано два фрагмента по сцене на каждую возрастную группу), а также нотные записи вокального номера. Утром диалоги должны были быть готовы, а партия разучена.
Мюзикл «Спин» – разработка актуальной для нашего времени темы. Термин «спин» можно перевести как «раскрутка», подача, поворот информации в ту или иную выгодную сторону. Пьеса рассказывает о становлении идеологии массоворазвлекательных зрелищ, самоутверждении звезд медиатусовки и новых менеджеров, о разрушении профессиональной среды журналистов, о «распорядителях» СМИ, призванных обслуживать правящую верхушку, действовать по указке и от имени власти, о репортерах, которых принуждают работать на любой заказ...
Центральный персонаж – Даниэль Джексон – независимый молодой журналист крупной газеты, «горячий репортер» с хорошим нюхом на разные истории, хочет разобраться в серии загадочных смертей рокзвезд – убийств или самоубийств. И вынужден отстаивать собственные позиции, сражаться с провокаторами и провокациями. А его невеста Клара, любящая и нежная душа, пытается помочь ему в его нелегком деле.
У актеров и актрис возник шанс принять участие в соревновании за роли – главные и второстепенные. Один из актеров скептически заметил:
– Это у них там, на Западе, в моде кастинг. Они вынуждены его проводить. Безработные актеры идут предлагать себя в некий проект – им надо зарабатывать на хлеб насущный. А мы ничего не теряем, отберут тебя на роль или нет, зарплата от этого не изменится.
Директор Svenska Teatern Юхан Стургорд тут же парировал:
– Наш театр в Хельсинки – Национальный, государственный, финансируется правительством. И актеры в кастинге сражаются за роли потому, что они – актеры.
Надо сказать, шведы оценили готовность волковцев к работе, к затрате сил, актерскую отдачу тех, кто участвовал в кастинге. Наталья Мацюк покорила не только обаянием, но и мастерским исполнением вокального номера, который она разучивала всю ночь, а также пластичностью исполнения предложенного ей диалога.
Хореограф Рейа Вяре, директор и артист Юхан Стургорд, загорающийся и возбуждающийся при каждой удачной сцене, и режиссер Гуннар Хельгассон работали с утра до ночи. Работали с каждым – вплоть до студентов. К каждому испытывали неподдельный интерес. И затрачивали уйму энергии, попутно расписывая для себя состав будущей команды – кого в какие «войска» направить. И наша актерская братия не подвела. Волковцы моментально схватывали предлагаемые танцевальные элементы, включаясь в стремительный ритм хореографического рисунка. Пели по нотам с листа.
Гуннар был неистощим в своих фантазиях, он предлагал актерам внезапные условия обстоятельств и ситуаций:
– Вы заикаетесь!
– Но ведь я – звезда! – взбрыкивала актриса и тут же деликатно уточняла, – звезда по роли.
– Ничего, – успокаивал режиссер, – бывает, и звезды заикаются... от волнения. А ваша героиня чрезвычайно взволнована.
– А вас я попрошу, – обращается Гуннар к другому актеру, – повторять, дублировать каждое предложение, с разными интонациями. Вы тоже взволнованы встречей. Добивайтесь своего! Перед вами – звезда, Мадонна. Соблазняйте, негодуйте, флиртуйте, провоцируйте! И энергичнее, темпераментнее, настойчивее, разнообразнее, динамичнее...
Конечно, волковцы привыкли к психологическим, «протяженным» размышлениям. Но уже работа над «Трехгрошовой оперой» Брехта заставила участников постановки работать поновому – и пластически, и вокально. В «Спине» требования возрастут.
– Мир сегодня заинтересован в синтетическом артисте, – объясняет Юхан. – Пение и танец, «синг энд дансинг» плюс живая, энергичная речь. Диалог органически перерастает в дуэт, песня переходит в танец...
«Спин» требует динамики. В спектакле (а это дорогостоящий пилотный проект, затраты на который стороны делят поровну) планируют использовать экранытрансформеры, новые медийные возможности сценографии, применены новые технологии (новое звуко– и светотехническое оборудование). Из 57 актеров в спектакле будут заняты 30. За три дня через механизм кастинга прошли все. С хореографами Рейей Вяре и Ириной Новиковой отрепетированы элементы танцевальных номеров, с концертмейстером Михаилом Бушуевым разучены вокальные партии, с режиссером Гуннаром Хельгассоном – отрепетированы части диалогов...
В это же время известный кинорежиссер, народный артист России Вадим Дербенев в этом же репетиционном зале, используя ситуацию, тихо и незаметно проводил свой кастинг – отсматривая актеров для своих киноверсий и планов. Кроме того, Вадим Клавдиевич в ближайшее время приступит к репетициям спектакля «Бульвар удачи» на камерной сцене.
Всю ночь после кастинга шло обсуждение показов. По высказанным режиссером Гуннаром Хельгассоном предложениям разногласий в комиссии практически не было.
– Общее впечатление: народ в театре очень талантливый, – говорит Юхан Стургорд. – Вас можно поздравить с такими актерами, позавидовать вашим возможностям. Сильная, разнообразная труппа с яркими дарованиями, огромным потенциалом. Есть, из кого выбрать.
Над музыкальной основой спектакля дал согласие работать Ярославский губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова. В спектакле будет участвовать известная солистка областной филармонии Альбина Хрипкова...
Ремарка пьесы: Все актеры застывают на своих местах и тихо уходят на цыпочках в тень.
...Кастинг окончен. И актеры «уходят на цыпочках в тень». На доске объявлений они читают приказ директора о распределении ролей: Даниэл Джексон – Николай Шрайбер, Клара – Наталья Мацюк, Регина – Александра ЧилинГири, Шанталь – Альбина Хрипкова, Мос – Алексей Кузьмин, Ашкрофт – Евгений Мундум, председатель информационного концерна – Валерий Соколов.