Ярославцам, даже завсегдатаям театральных премьер, это название пока вряд ли о чем говорит. А вот в Москве молодой театр – ему недавно исполнился год – завоевывает все большую и большую популярность. «АктэМ» расшифровывается как Актерская экспериментальная мастерская. Ее основатели и руководители – Андрей Дроздов и Елена Колесникова. Это Театр и одновременно Школа Актерского мастерства. Здесь играют совершенно разных авторов – в афише Шварц соседствует с Мрожеком, Володин с Хармсом, Роберт Тома с Тэффи и Аверченко – и ставят очень разные спектакли, весьма далекие от унифицированных режиссерских решений. На подмостках постоянно ведется поиск особой атмосферы и всякий раз – нового способа сценического существования актеров.
Театр возник среди оглушительного театрального шума и гама, в котором всякий хочет перекричать соседа и перещеголять его по части умения наивыгоднейшим образом «продать свое искусство». Наш новый знакомец заговорил со сцены о своем и по-своему, этот язык оказался понятен и близок зрителю.
Для знакомства с Ярославлем театр выбрал спектакль по произведениям Тэффи и Аверченко «Преступление актрисы Марыськиной». Это элегантная комедия в стиле и эстетике немого кино. Из-за кулис выходит очаровательная таперша, загримированная под Веру Холодную, садится за инструмент. А на сцене один за другим появляются и застывают в характерных для «великого немого» позах различные персонажи. Черно-белые костюмы и декорации подчеркивают, что это «фильма, полная глубокого драматизма». Молодой актрисе, героине отрывка, давшего название всему спектаклю, надоело играть маленькие роли, и она устраивает на сцене непредусмотренную сценарием импровизацию, как если бы она исполняла главную роль. Режиссер и партнеры в ужасе, публика в восторге. Нашли свое место среди эпизодов и так называемые накладки – всевозможные забавные и нелепые происшествия на съемках.
Грань, отделяющая смешное от трагического, тонка. Поэтому неудивительно, что на поклон актеры выходят без улыбок, «на полном серьезе», как бы подчеркивая тем самым, что у веселья всегда есть оборотная сторона.