В отсутствие хозяина дачу давно раскатали по бревнышкам. Нет на карте и Ратухина. «Северный край» не раз писал об этом. А о том документе из фондов Переславского музея-заповедника мы в лучшем случае до сих пор знаем только понаслышке, как и о старинном плане (составлен в 1774 году!), переданном новому владельцу земли при ее покупке – с размашистым автографом покупателя: «Крестьянин Федор Иванович Шаляпин».
Теперь рассмотреть их во всех деталях могут читатели изданного «Верхней Волгой» тома «Милая моя, родная Россия!» («Федор Шаляпин и русская провинция»). Никогда прежде не печатались и карандашный рисунок (автор неизвестен) гостиной ратухинской дачи, и фотография дома, на века срубленного из мачтовой сосны. Переславский музей, не скупясь, открыл издателям свой шаляпинский фонд – поделился редкими, в том числе и совсем неизвестными, семейными снимками, автографами, рисунками друга и соседа – художника Константина Коровина, эскизами самого Шаляпина.
Все это вошло в заключительную главу новой книги – о связях его с Ярославским краем. За годы шаляпинской опалы они успели изрядно подзарасти травой забвения. Вспоминать-то как раз есть о чем. Да, о кипучем семейном досуге ратухинского дачника, как и о том, что в сельце Гагине под Рыбинском двадцатипятилетний солист частной оперы Мамонтова Федор Шаляпин венчался с балериной итальянкой Иолой Торнаги. С дирижером оперы Мамонтова Сергеем Рахманиновым молодой бас готовил в тех местах партию Бориса Годунова, получив вдохновенную консультацию о «русской смуте» от живущего по соседству историка Василия Ключевского.
Первым делом предстояло поднять первоисточники. Задача была сродни археологическим раскопкам. Мемуары об отце Ирины Федоровны Шаляпиной, не раз приезжавшей в ярославские края, не переиздавались с 1959 года. Большой редкостью стала вышедшая в 1927 году книга «Мой сослуживец Шаляпин» директора Императорских театров, ярославского дворянина Владимира Теляковского, владельца усадьбы Отрадное, недалеко от Рыбинска.
Та же участь постигла и первоисточник «номер один» по многообразию и выразительности жизненных подробностей – автобиографический роман «Константин Коровин вспоминает». С началом перестройки его словно бы с оглядкой и отнюдь не в расчете на массового читателя выпустило издательство «Изобразительное искусство».
Идея соединить все это под одной обложкой долго витала в воздухе, вызревая по мере появления в областных газетах публикаций о Шаляпине на Верхней Волге. Сбор материалов, подготовка их к печати шли рывками, с простоями, в последние годы осложнялись долгами, трудным финансовым положением издательства, размолвкой с составителем книги профессором театрального института Маргаритой Ваняшовой.
Обернулась ссора отнюдь не на пользу ее бывшим партнерам. Прекрасно владея темой, получив поддержку ученого совета своего института, Ваняшова вместе с исследователем из межрегионального Шаляпинского центра, профессиональным певцом Генрихом Окуневичем еще в начале лета выпустила «Ярославские тропы Шаляпина», довольно содержательный сборник, рекомендованный в качестве учебного пособия по культурологии и краеведению для школ и вузов («Ремдер», тираж 300 экземпляров).
Проглотив горькую пилюлю, «Верхняя Волга», однако же, от начинания, стоившего стольких сил и нервов, не отказалась. Вынуждена была искать свой маневр, хотя бы с тем, чтобы подстраховаться на будущее от очень возможных упреков в повторах и заимствованиях.
Избавиться от этого не удалось. Трехсотстраничный, с цветными вклейками том к тому же, что называется, влетел в копеечку (себестоимость одного экземпляра 250 рублей). Министерских денег, субсидии областной администрации не хватило. Правда, несколько облегчив завершение многолетних трудов, откликнулись спонсоры – предприниматель Михаил Жуков, депутат Госдумы РФ Александр Сизов. Творческую же репутацию автора проекта Владимира Кутузова и «Верхней Волги», думается, во многом спасли в данном случае мастерство и увлеченность темой автора макета и оформление Тины Ключаревой.
Хорош изобразительный ряд из двухсот (!) подобранных ею иллюстраций, в том числе из таких труднодоступных источников, как газеты и журналы начала прошлого столетия, зарубежная пресса тех или более поздних времен. Вместе с комментариями фото со спектаклей, фрагменты афиш, карикатуры на Шаляпина, его автошаржи смотрятся единым видеоповествованием об искусстве, судьбе и личности великого артиста.
По итогам недавней московской международной выставки «Книга-2003» издание «Милая моя, родная Россия!» включено в номинацию литературы по искусству министерского конкурса нынешнего года «Лучшая книга России».