среда 30

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 14 июля 2006

За театр взялись люди в белых халатах

нет фото

На красочный слой ложится лоскут папиросной бумаги, пропитанной рыбьим – прозрачным как слеза – осетровым клеем. Пальцы реставратора расправляют профилактическую наклейку с решительностью и осторожностью хирурга. Те же белые одежды, что и в искусстве Гиппократа, та же ручная работа, деликатная и щадящая, по древнему завету «не навреди».

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

В мастерскую реставраторов превратилось нынешним летом верхнее фойе Волковского театра. Снято и по частям перенесено сюда из зрительного зала восьмидесятиметровое полотно расписного фриза на сюжеты мифов Древней Греции кисти художников Серебряного века Николая Верхотурова и Веры Сакен, партнеров автора проекта ярославского театра архитектора Николая Спирина – год 1911-й.

 

Многофигурные композиции написаны маслом на холсте, колками натянутом на деревянные подрамники. Об этом виде монументальной живописи, пожалуй, не скажешь как о настенной фреске: «написано на века». Краска блекнет от грязи, холст от перепадов температуры и влажности «перегорает», становится сухим и ломким, рвется от любого неосторожного касания, а иногда просто от «усталости» туго натянутой ткани.

 

За последние четыре десятилетия фриз (его общая площадь около 200 кв. м) укрепляли дважды, в последний раз в 1978 году с участием специалиста высшей категории из ЯХМ Александры Клячиной. Тем не менее и ее преемникам из бригады школы реставрации живописи и резьбы под руководством Зои Полещук есть к чему приложить свои таланты. Идет полномасштабная реставрация зрительного зала по проекту ООО «Дизайн пространства» (ведущий архитектор Семен Новиков).

 

Если продолжить сравнение труда реставраторов с медициной, то суть происходящего сейчас в театральном фойе такова. Полотно сплошь в ссадинах и ранах, и если прорывам и промочкам требуется скорая помощь, то всей композиции – сложная профилактика: укрепление холста, вычинка прорывов, дезинфекция плесени, промывка живописи, тонировка ее «под автора».

 

С неожиданностями какого рода приходится иметь дело, популярно объяснила нам художник-реставратор Анна Чижова. Холст в нескольких местах дублирован поздними вставками, между слоями кое-где образовались коварные вздутия. Воздух предстоит выпустить, соединить слои клеем, отпрессовать их под грузом.

 

Вместе с заместителем директора театра Алексеем Ивановым идем в зрительный зал. Он весь «зарешечен» высокопрочными трубчатыми лесами. Ремонт ведет комплексная бригада ООО «Тауэр XXI». Кресла сняты, отправлены на перетяжку. Их ставили во время реконструкции театра в середине 60-х годов, и они еще послужат, после того как мебельных дел мастера из фирмы «Арт-бизнес» поменяют поролон и обшивку.

 

Лаги, настил – все сгнило. Плотники перебирают полы, будут класть паркет. Отделочники готовят стены, чтобы начать штукатурить. За пару дней сняли на лебедках десять люстр и тяжеленный двухсоткилограммовый медный декоративный купол. Тут особых трудностей не возникало. Но вообще-то потолки – проблема из проблем, с 1965 года к ним не подступались.

 

Над головой у нас жутковатый паутинный узор из трещин. О ситуации, какая сложилась к началу нынешней суперстройки, наш гид и комментатор сказал одним словом: «аварийная». Некогда надежные г-образные гвозди, которыми были подшиты к брусу слой штукатурки, дранка и все остальное, от натуги сплошь повылезали.

 

После неоднократных обсуждений разных вариантов ремонта потолка и консультаций с экспертами «Росохранкультуры» остановились на предложении ярославского конструктора Игоря Малышева – с расшивкой трещин и укреплением старого слоя штукатурки винтами-саморезами, последующей отделкой потолка гипсокартоном.

 

– Впрочем, – сделал принципиальную оговорку Алексей Иванов, – с любыми новациями приходится быть осторожными.

 

Напомнил: генпроектировщики досконально изучили разработки воспитанника Московского института живописи, ваяния и зодчества Николая Спирина, постарались расшифровать его авторские ремарки на чертежах. Двадцатисемилетний архитектор не стремился к эффектной новизне, следовал добротным традициям отечественного зодчества, а любимым девизом разработчика конкурсного задания и председателя жюри в 1911 году, знаменитого проектировщика МХАТа Федора Шехтеля были слова «изящество и простота».

 

Сегодня в театре имени Волкова – сбор труппы после летнего отпуска. Из-за ремонта все здесь не так, как обычно. Открыта для зрителей камерная сцена. Впереди у актеров репетиции, поездки по области, августовские гастроли в Севастополе и октябрьские – в Витеб­ске. Расходы на реставрацию зрительного зала финансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Его директор Михаил Швыдкой по ходу своего недавнего визита в Ярославль постарался внушить службе заказчика, что никаких неприятных сюрпризов с обеспечением работ не предвидится и впредь.

 

Предполагается перерезать красную ленточку в зале 1 ноя- бря.

Читайте также
  • 28.11.2012 Реставраторов наградили за работу в УгличеСтуденты Санкт-Петербургского университета культуры и искусства отмечены дипломами за реставрацию музейных предметов из собрания Угличского музея-заповедника.
  • 02.11.2012 Красота, добытая из-под семи слоёв В среду в Ярославле состоялся реставрационный совет, по­свящённый завершению работ по восстановлению росписей Покровской церкви Казанского монастыря.
  • 23.10.2012 Сотворили такие картины, чтоб висели они без гвоздя «Как хорошо, что я вас встретил! – Вячеслав Сафронов был не просто взволнован, эмоции буквально переполняли его. – В храме Николы Мокрого
  • 13.09.2012 Ярославский «Ультрамарин» в Финляндии Ярославская детская школа искусств № 4 и художники финского города Ювяскюля уже более четырёх лет осуществляют совместные проекты, направленные на
  • 25.10.2006 Нужны ли Ярославлю реставраторы?С того момента, как заговорили о праздновании 1000­летия Ярославля, самой востребованной профессией в городе, казалось бы, должен стать реставратор. Ничуть не бывало.
  • 19.01.2002 Триста лет и одна зима Впервые за более чем 300-летнюю историю храма Иоанна Предтечи он открылся зимой. Правда, не для всех желающих, а для художников-реставраторов.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Иллюзион в музее шинниковПоприсутствовать на совещании в кабинете директора шинного завода, Героя Соцтруда Чеснокова, при ком
  • О пользе пленэраКаждый уважающий себя художник время от времени выбирается из душной мастерской поработать на свежий
  • «Самоходъ», не буксуй!Так, с твердым знаком на конце, в Отечестве нашем называли самоходные коляски – первые авто. Фестиваль