В мастерскую реставраторов превратилось нынешним летом верхнее фойе Волковского театра. Снято и по частям перенесено сюда из зрительного зала восьмидесятиметровое полотно расписного фриза на сюжеты мифов Древней Греции кисти художников Серебряного века Николая Верхотурова и Веры Сакен, партнеров автора проекта ярославского театра архитектора Николая Спирина – год 1911-й.
Многофигурные композиции написаны маслом на холсте, колками натянутом на деревянные подрамники. Об этом виде монументальной живописи, пожалуй, не скажешь как о настенной фреске: «написано на века». Краска блекнет от грязи, холст от перепадов температуры и влажности «перегорает», становится сухим и ломким, рвется от любого неосторожного касания, а иногда просто от «усталости» туго натянутой ткани.
За последние четыре десятилетия фриз (его общая площадь около 200 кв. м) укрепляли дважды, в последний раз в 1978 году с участием специалиста высшей категории из ЯХМ Александры Клячиной. Тем не менее и ее преемникам из бригады школы реставрации живописи и резьбы под руководством Зои Полещук есть к чему приложить свои таланты. Идет полномасштабная реставрация зрительного зала по проекту ООО «Дизайн пространства» (ведущий архитектор Семен Новиков).
Если продолжить сравнение труда реставраторов с медициной, то суть происходящего сейчас в театральном фойе такова. Полотно сплошь в ссадинах и ранах, и если прорывам и промочкам требуется скорая помощь, то всей композиции – сложная профилактика: укрепление холста, вычинка прорывов, дезинфекция плесени, промывка живописи, тонировка ее «под автора».
С неожиданностями какого рода приходится иметь дело, популярно объяснила нам художник-реставратор Анна Чижова. Холст в нескольких местах дублирован поздними вставками, между слоями кое-где образовались коварные вздутия. Воздух предстоит выпустить, соединить слои клеем, отпрессовать их под грузом.
Вместе с заместителем директора театра Алексеем Ивановым идем в зрительный зал. Он весь «зарешечен» высокопрочными трубчатыми лесами. Ремонт ведет комплексная бригада ООО «Тауэр XXI». Кресла сняты, отправлены на перетяжку. Их ставили во время реконструкции театра в середине 60-х годов, и они еще послужат, после того как мебельных дел мастера из фирмы «Арт-бизнес» поменяют поролон и обшивку.
Лаги, настил – все сгнило. Плотники перебирают полы, будут класть паркет. Отделочники готовят стены, чтобы начать штукатурить. За пару дней сняли на лебедках десять люстр и тяжеленный двухсоткилограммовый медный декоративный купол. Тут особых трудностей не возникало. Но вообще-то потолки – проблема из проблем, с 1965 года к ним не подступались.
Над головой у нас жутковатый паутинный узор из трещин. О ситуации, какая сложилась к началу нынешней суперстройки, наш гид и комментатор сказал одним словом: «аварийная». Некогда надежные г-образные гвозди, которыми были подшиты к брусу слой штукатурки, дранка и все остальное, от натуги сплошь повылезали.
После неоднократных обсуждений разных вариантов ремонта потолка и консультаций с экспертами «Росохранкультуры» остановились на предложении ярославского конструктора Игоря Малышева – с расшивкой трещин и укреплением старого слоя штукатурки винтами-саморезами, последующей отделкой потолка гипсокартоном.
– Впрочем, – сделал принципиальную оговорку Алексей Иванов, – с любыми новациями приходится быть осторожными.
Напомнил: генпроектировщики досконально изучили разработки воспитанника Московского института живописи, ваяния и зодчества Николая Спирина, постарались расшифровать его авторские ремарки на чертежах. Двадцатисемилетний архитектор не стремился к эффектной новизне, следовал добротным традициям отечественного зодчества, а любимым девизом разработчика конкурсного задания и председателя жюри в 1911 году, знаменитого проектировщика МХАТа Федора Шехтеля были слова «изящество и простота».
Сегодня в театре имени Волкова – сбор труппы после летнего отпуска. Из-за ремонта все здесь не так, как обычно. Открыта для зрителей камерная сцена. Впереди у актеров репетиции, поездки по области, августовские гастроли в Севастополе и октябрьские – в Витебске. Расходы на реставрацию зрительного зала финансирует Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Его директор Михаил Швыдкой по ходу своего недавнего визита в Ярославль постарался внушить службе заказчика, что никаких неприятных сюрпризов с обеспечением работ не предвидится и впредь.
Предполагается перерезать красную ленточку в зале 1 ноя- бря.