– Николай Николаевич, с какими проблемами вы подошли к новому сезону? – Год от года нам сложнее становится работать, мы все сильнее испытываем, как бюджетная организация, финансовый гнет государства. Сегодня ситуация такова, что производить расчет с исполнителями надо сразу же после концерта, но мы не имеем права рассчитываться с частными лицами наличными деньгами. А раз так, артисты отказываются выступать. Им выгоднее и удобнее работать с частными предпринимателями. – А как же Хазанов согласился? – Хазанова мы приглашали через московский продюсерский центр и все деньги перечислили туда. – Почем нынче звезды? – Хазанов стоит 5 тысяч долларов. Для Москвы это нормальная цена, а мы не собрали полный зал. Лещенко выставляет себя за 10 тысяч долларов, Малинин – за 15, Басков – 25. Для нашего зала это совершенно неприемлемые цены. – А сколько стоит уникальный, высочайшего уровня квартет имени Глинки? – На четверых – восемь тысяч рублей минус налоги. Рядом с ними – «Новые бабульки», которые стебаются на сцене, получая за это 5 тысяч долларов. И ведь народ валом валит. А искусство востребовано очень узким срезом. По подсчетам социологов, в промышленном центре с населением до одного миллиона человек потенциальные слушатели классической музыки составляют 6 – 8 процентов. В Ярославле это получается 48 тысяч, а на наши концерты ходит только 3 – 4 тысячи. – Где же остальные? – Мы растеряли их за годы перестройки. Необходимо создавать структуру, которая готовила бы слушателей. Раньше пусть насильственно, но приводили на концерты школьников. Сегодня школы, во-первых, не хотят этим заниматься, во-вторых, там и так много всевозможных поборов, а тут еще 20 рублей на билет в филармонию. Не каждый готов заплатить. Музыкальным воспитанием сегодня не занимаются ни школа, ни семья, этот вакуум заполняет телевизор примитивнейшим суррогатом – от рекламных роликов до пошлой эстрады. Через какое-то время мы можем оказаться с пустыми залами. Поэтому одним из основных направлений в деятельности филармонии должна стать работа с детьми и подростками. – Говорят, начало сезона сдвигается в связи с ремонтом зала... – Насчет сдвига – слух, а вот ремонт мы действительно сделали. Правая сторона зала была вся в протечках. Мы играем Баха, Мусоргского, Скрябина, Чайковского, а по висящим в зале портретам этих великих композиторов струится вода. Мы отремонтировали крышу, но не основную, а пока только мягкую и в том месте, где протекало. У нас будет привлекательный вестибюль. Мы заказали ярославскому художнику Андрею Жевакину портрет Собинова. Он написал нашего великого земляка в полный рост, молодым, в роли Ленского. Интересная, своеобразная работа. Она любопытна еще и тем, что меняет взгляд на устоявшееся статичное изображение Собинова. Полотно будет украшать фойе, которое также преобразилось: мы покрасили его в салатный цвет. Конечно, мы хотели бы повесить новые шторы с драпировками, но, увы, на все денег не хватает. – И спонсоры не находятся? – Парадоксальная вещь. Я обращался к тем, кто бывает у нас на концертах: помогите, я золотыми буквами напишу ваши имена. Ни один не откликнулся. Меня удивляет, что эти люди любят ходить на концерты по приглашениям. – Давайте поговорим о творческой стороне. – Четвертого октября открывает сезон симфонический оркестр. В этот день мы будем поздравлять Мурада Аннамамедова с присвоением ему звания народного артиста России. В октябре к нам приезжает академия «Новое передвижничество» с целым рядом программ под названием «Семь школьных уроков музыки». Они будут показаны также в Рыбинске и Переславле. Хочется надеяться, что этот творческий десант из столицы всколыхнет ярославскую музыкальную общественность. Я не вижу на филармонических концертах толп студентов училища культуры, музыкального училища и музыкального факультета педуниверситета. – Студенты – народ бедный, может, у них просто нет денег на билет. – Я говорю студентам: если нет денег, придите, покажите студенческий билет, я вам выпишу пропуск. За время моей работы такого не произошло ни разу. Приходит, случается, древняя бабушка, кое-как поднимается по лестнице, просит сделать пропуск: так хочется на концерт, но выкроить на билет из пенсии невозможно. Я даю ей пропуск на пять концертов вперед. – Что еще примечательного ожидается в предстоящем сезоне? – На ноябрь запланирован Собиновский фестиваль. В этом сезоне в штате филармонии начнет работать хоровая капелла. Подано уже 80 заявлений. Возраст претендентов – от студентов до убеленных сединами людей. Для начала мы возьмем 45 – 50 человек, то есть будет конкурсный отбор. Беседовала Зинаида ШЕМЕТОВА.