суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 11 июля 2006

Салют над Великосельским кремлем

нет фото

«Благодать, словно война кончилась», – прошептала прихожанка Великосельского храма Рождества Богородицы. Наверняка не рассчитывала, зажигая свечку на воскресной утренней службе, что ее кто-нибудь услышит. Высказала ненароком то, что, наверное, чувствовали многие, придя сюда в день воинской славы России – годовщины победы войск Петра Первого под Полтавой.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

Поистине царский дар преподнес за «превеликую викторию» государь своему сподвижнику со времен потешных полков генералу Аниките Репнину. Пожаловал богатое дворцовое село Великое, и новый его владелец в долгу перед своим покровителем не остался. Заложил здесь на свои деньги памятник полтавской победе – кремль, начав с пятиглавого красавца храма, отстроенного за три года по подобию соборов Московского Кремля.

Так что насчет «окончания войны» кто бы возражал, а мы не будем. В епархию храм Рождества Богородицы передали всего полтора года назад. Под подошвой у нас пружинила свежескошенная травушка. Ее для чистоты постелили прямо на утрамбованную землю и битый кирпич. На подоконниках стояли праздничные букеты полевых цветов. С верхов нет-нет да и напоминали о себе галки, но с началом утреннего молебна эти бесцеремонные старожилки многострадального храма поутихли.

Горластое воинство – да, больше не чувствует себя здесь вольготно, как во времена воинствующих богоборцев. Теперь реставраторы восстановили пятиглавие, полностью обновили стропильное хозяйство, заменили кровлю, переложили свод в алтаре. Но все же дела пока, как выразился бы великий реформатор Петр I, продвигаются «подобно раку». По случаю логичней было бы вспомнить отступление нашей конницы из-под Нарвы в начале Северной войны, чем славную викторию под Полтавой. Правда, говаривал же победитель шведов, что всяк должен иметь Нарву, чтобы достичь своей Полтавы. Следовал сему завету и в мирных начинаниях.

На празднике в селе Великом честь русского оружия под петровским знаменем защищали орлы генерала Репнина. После божественной литургии, которую возглавил архимандрит Вениамин (Лихоманов), их встречал крестный ход с чудотворной иконой Тихвинской Богоматери.

Бравый генерал Репнин широкой поступью вышагивал по площади под оркестр во главе батальона лейб-гвардейцев и гусар, усиленного взводом «голубых беретов» наших дней. Поднявшись на сцену, он обратился к публике с торжественной речью в стихах и прозе. Начал словами «братья и сестры», а под конец напомнил всем, откуда пошло народное выражение «как швед под Полтавой».

После салюта в честь победы у кавалергардов был привал. В тени кремлевской стены в их теплой компании наши корреспонденты отведали гречневой каши с тушенкой из походной кухни. Тут и познакомились с молодым знаменосцем в костюме гвардейца с грозным палашом и патронной сумкой на ремне – Андреем Толкуновым из московского военно-исторического клуба «Александровец».

Клуб, названный так в честь сразу нескольких славных Александров русской истории, начиная с Александра Невского, прибыл на праздник, чтобы показать инсценировку того переломного момента полтавской баталии, когда после утренней рукопашной шведы потеснили нашу пехоту и государь во главе батальона кавалергардов лично возглавил контратаку.

– Петр Алексеевич любил отмечать день Полтавы, облачившись в боевой мундир и надев свою треуголку, простреленную в сражении, – объяснил Андрей Толкунов. – Кстати, девиз «За веру и верность» на моей безрукавке – с первого русского ордена Андрея Первозванного. Таковым был удостоен за Полтаву и князь Репнин, а село Великое, до того принадлежавшее царю, старинный центр ремесел и торговли, отчаянный храбрец Аникита получил в качестве премиального приложения к награде с наказом – непременно украшать и обустраивать Великое и впредь.

Весь день шумел возле Великосельского кремля город мастеров. У гончарного круга и горна показывали свое искусство мышкинские керамисты и кузнецы, разложили товар из своей швейной мастерской здешние детдомовцы, плетельщики лозы из подмосковной Малаховки.

Ярославские глиняные колокольца с пейзажем села Великого разобрали с ходу. Но не все здесь продавалось-покупалось. Приценивались и к диковинному плетеному рогу изобилия. Оказывается, не продается: он музейный, да еще и звучащий. Как объяснил учредитель художественной школы «Образ» из Малаховки Алексей Смирнов, тот рог – с «намеком». Привезли его, чтобы «протрубить» о славном прошлом села Великого, которое и до Репниных, и при них, и позже слыло настоящим городом мастеров.

Великосельцы нынешних поколений, судя по всему, и сами не забыли об этом. На празднике глава администрации Гаврилов-Ямского района Николай Бирук передал настоятелю храма Рождества Богородицы отцу Алексию ключ от Дома ремесел. У прихода – планы обучать ремеслам детей, и потому оказался ключ в руках у юной прихожанки Машеньки – попал точно по назначению.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают