Поистине царский дар преподнес за «превеликую викторию» государь своему сподвижнику со времен потешных полков генералу Аниките Репнину. Пожаловал богатое дворцовое село Великое, и новый его владелец в долгу перед своим покровителем не остался. Заложил здесь на свои деньги памятник полтавской победе – кремль, начав с пятиглавого красавца храма, отстроенного за три года по подобию соборов Московского Кремля.
Так что насчет «окончания войны» кто бы возражал, а мы не будем. В епархию храм Рождества Богородицы передали всего полтора года назад. Под подошвой у нас пружинила свежескошенная травушка. Ее для чистоты постелили прямо на утрамбованную землю и битый кирпич. На подоконниках стояли праздничные букеты полевых цветов. С верхов нет-нет да и напоминали о себе галки, но с началом утреннего молебна эти бесцеремонные старожилки многострадального храма поутихли.
Горластое воинство – да, больше не чувствует себя здесь вольготно, как во времена воинствующих богоборцев. Теперь реставраторы восстановили пятиглавие, полностью обновили стропильное хозяйство, заменили кровлю, переложили свод в алтаре. Но все же дела пока, как выразился бы великий реформатор Петр I, продвигаются «подобно раку». По случаю логичней было бы вспомнить отступление нашей конницы из-под Нарвы в начале Северной войны, чем славную викторию под Полтавой. Правда, говаривал же победитель шведов, что всяк должен иметь Нарву, чтобы достичь своей Полтавы. Следовал сему завету и в мирных начинаниях.
На празднике в селе Великом честь русского оружия под петровским знаменем защищали орлы генерала Репнина. После божественной литургии, которую возглавил архимандрит Вениамин (Лихоманов), их встречал крестный ход с чудотворной иконой Тихвинской Богоматери.
Бравый генерал Репнин широкой поступью вышагивал по площади под оркестр во главе батальона лейб-гвардейцев и гусар, усиленного взводом «голубых беретов» наших дней. Поднявшись на сцену, он обратился к публике с торжественной речью в стихах и прозе. Начал словами «братья и сестры», а под конец напомнил всем, откуда пошло народное выражение «как швед под Полтавой».
После салюта в честь победы у кавалергардов был привал. В тени кремлевской стены в их теплой компании наши корреспонденты отведали гречневой каши с тушенкой из походной кухни. Тут и познакомились с молодым знаменосцем в костюме гвардейца с грозным палашом и патронной сумкой на ремне – Андреем Толкуновым из московского военно-исторического клуба «Александровец».
Клуб, названный так в честь сразу нескольких славных Александров русской истории, начиная с Александра Невского, прибыл на праздник, чтобы показать инсценировку того переломного момента полтавской баталии, когда после утренней рукопашной шведы потеснили нашу пехоту и государь во главе батальона кавалергардов лично возглавил контратаку.
– Петр Алексеевич любил отмечать день Полтавы, облачившись в боевой мундир и надев свою треуголку, простреленную в сражении, – объяснил Андрей Толкунов. – Кстати, девиз «За веру и верность» на моей безрукавке – с первого русского ордена Андрея Первозванного. Таковым был удостоен за Полтаву и князь Репнин, а село Великое, до того принадлежавшее царю, старинный центр ремесел и торговли, отчаянный храбрец Аникита получил в качестве премиального приложения к награде с наказом – непременно украшать и обустраивать Великое и впредь.
Весь день шумел возле Великосельского кремля город мастеров. У гончарного круга и горна показывали свое искусство мышкинские керамисты и кузнецы, разложили товар из своей швейной мастерской здешние детдомовцы, плетельщики лозы из подмосковной Малаховки.
Ярославские глиняные колокольца с пейзажем села Великого разобрали с ходу. Но не все здесь продавалось-покупалось. Приценивались и к диковинному плетеному рогу изобилия. Оказывается, не продается: он музейный, да еще и звучащий. Как объяснил учредитель художественной школы «Образ» из Малаховки Алексей Смирнов, тот рог – с «намеком». Привезли его, чтобы «протрубить» о славном прошлом села Великого, которое и до Репниных, и при них, и позже слыло настоящим городом мастеров.
Великосельцы нынешних поколений, судя по всему, и сами не забыли об этом. На празднике глава администрации Гаврилов-Ямского района Николай Бирук передал настоятелю храма Рождества Богородицы отцу Алексию ключ от Дома ремесел. У прихода – планы обучать ремеслам детей, и потому оказался ключ в руках у юной прихожанки Машеньки – попал точно по назначению.