«Что вы думаете о современном отечественном кинематографе, какое любите кино?» – с этими вопросами мы обратились к некоторым жителям Ярославля.
Марина ВАСИЛЬЕВА, заместитель директора департамента культуры и туризма:
– Я вообще никогда не задумывалась о своем отношении к кино. Большой любви ни к кому из режиссеров и актеров не испытываю. Не болею я этим. Просто кино проходит рефреном, общим фоном по жизни. Что еще о нем можно сказать?
Евгений ЕРМОЛИН, секретарь ярославской областной организации Союза российских писатель, лауреат премии «Антибукер»:
– Конечно, я смотрю кино, как всякий человек. Но если говорить о самом современном кинематографе рубежа веков – я имею в виду XX – XXI, – то мне кажется, что он отчасти себя потерял. Ушли великие режиссеры, подлинные мастера XX века, а то кино, что пришло на смену, акцентируется на трюке, суперэффекте. Кино становится компьютеризированным искусством, что по сути своей ближе молодежи. Стало меньше души, ума – это очевидно. С другой стороны, кинематограф по-прежнему представляет собой замечательный отдых. Ведь кроме массового кино есть и авторское. Оно спорно, но интересно тем, что разное. А любимых фильмов у меня не так много. Это «Леди Гамильтон» с Вивьен Ли в главной роли, «8 1/2» Феллини. Их я могу смотреть бесконечно. А из отечественных фильмов, пожалуй, только «Июльский дождь» Марлена Хуциева. В этой ленте конца 60-х годов передано блистательное по тонкости и глубине самоощущение русского интеллигента.
Надежда ПЕТРОВА, директор художественного музея:
– Что я могу сказать о современном кино, если последние лет пятнадцать я в кино не ходила, не хожу и не уверена, что пойду в ближайшем будущем. Почему? Потому что нечего там смотреть. Что нам предлагают? Либо голливудские штампы, либо российскую поножовщину и прочий бандитский Петербург. Кинематографа уровня Антониони, Феллини, Бергмана, Копполы уже давно нет, это уходящая натура. А любимые фильмы, конечно, есть, но они все из «раньшего» времени: «Мужчина и женщина», «Летят журавли», «Москва слезам не верит», многие ленты Тарковского. Думаю, я не одинока в своем мнении и пристрастиях.
Александр ПТИЦЫН, директор консультационного центра Союза сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области:
– Больше всего мне нравятся современные телесериалы – те, что на милицейско-уголовную тему. Я ведь старый детективщик, у меня в домашней библиотеке много книг Агаты Кристи, почти полное собрание знаменитого американского автора Рекса Стаута, произведения других писателей. Читать часто некогда или нет сил, а тут – такие же закрученные сюжеты… Но по второму разу смотреть такие фильмы скучно, уже все знаешь заранее. Зато есть вечные ценности: «В бой идут одни старики», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и этот... как же его... Ну, каждый раз на Новый год показывают... А – «Ирония судьбы, или С легким паром!» А фильмы про Шурика – какие сюжеты, какой великолепный юмор! Каждая фраза из этих фильмов, кажется, давно уже стала афоризмом, а смотришь – и все равно находишь что-то новое для себя.
Ольга АНДРЕЕВА, заместитель начальника управления по социальной политике администрации Ярославской области:
– С большой осторожностью я отношусь к современному кино. К сожалению, большая часть фильмов – это боевики с пропагандой секса и насилия. Жестокие фильмы, к тому же они часто похожи на банальную инструкцию по подготовке и совершению преступлений. Хотя попадаются и хорошие фильмы, например «Таежный роман», но таких мало... Бесконечно могу смотреть «Москва слезам не верит» или простую житейскую историю, рассказанную в фильме «Мужики». Очень нравится «Хозяйка детского дома» с Гундаревой, тем более что сюжет этого фильма перекликается с моей профессиональной деятельностью... Нет, это не инструкция, как правильно руководить детским домом, это психологически очень точное описание переживаний руководителя, который болеет душой за судьбу каждого ребенка. Да и просто великолепная постановка, хорошая игра актеров. А вообще мне нравятся все фильмы с участием Гундаревой.
Беседовали Лариса ДРАЧ, Николай БИКУЛОВ.