Паровозов там – сколько вашей душе угодно, а вот комиссаров, к счастью, ни одного. Сразу оговорюсь – эта экспозиция никакого отношения к очередному дню рождения Северной железной дороги не имеет. Кураторам выставки – Ирине Реховских и Алексею Олейникову – уже надоело отвечать на этот вопрос – нет, нет и нет! Несколько исторических снимков, посвященных строительству железнодорожного моста через Волгу в 20-х годах прошлого века (из собрания музея-заповедника), все-таки можно лицезреть. Но остальные фотоработы специально собирались кураторами выставки по городам и весям именно для этого экспонирования. Оказывается, ни один фотохудожник не устоял перед страстью снимать паровозы. И это несмотря на реальную опасность попасть в руки соответствующих служб, ибо фотографировать стратегический объект, коим является железная дорога, категорически запрещено. Незадачливых любителей рельсов и прочего железа бдительные стражи порядка отлавливали не раз. Но это не помогало. Максим Чиркст из Санкт-Петербурга даже устроился работать в музей Октябрьской железной дороги, чтобы не расставаться с любимым объектом ни на минуту. На выставке представлены работы фотографов из Ярославля, Гаврилов-Яма, Екатеринбурга и Питера. Что такое паровозная жизнь, каждый понимает по-своему. Владимир Столяров, например, сконцентрировал внимание на коробейниках, одолевающих пассажиров на каждой станции. «Железнонародный промысел» – так называется серия его работ. А свердловчанину Сергею Крылову приглянулись разные чугунные фрагменты – что это такое, без специального образования ни за что не определишь, но выглядит устрашающе. А Максим Чиркст вообще почему-то облюбовал для себя... ржавчину. Связь тут простая: паровозы сделаны из металла, металл имеет свойство ржаветь, а Максим имеет привычку все это фотографировать. Разные ракурсы жизни железной дороги будут украшать стены художественного музея всего десять дней. Есть смысл посмотреть. Чтобы, кроме агитки «Наш паровоз, вперед лети...», в голове поселились и иные ассоциации.