Увы, как выясняется сегодня, конфликт полтора года назад был лишь притушен, а по сути разрешения не нашел. Ведь Кузин тогда боролся не за власть, а за право работать, ставить спектакли. Понятно, что на это нужны деньги. Сам ТЮЗ с его символическими ценами на билеты заработать на серьезные постановки не может, а власти и спонсоры не горят желанием помочь коллективу. Год ждал Кузин поддержки. Не дождался. 11 августа он подал заявление об уходе, согласно которому с 7 сентября он уже не главреж театра.
Свою позицию Александр Сергеевич не комментирует. Зачем? И так все ясно. Кузин хочет, чтобы ТЮЗ был Театром с большой буквы, а не сценой для малобюджетных утренников и елок.
Завлит ТЮЗа Татьяна Шаликова тоже не стала детализировать ситуацию:
– Да, Кузин уходит. Многие работники театра очень этим расстроены. Для ТЮЗа наступает новое время. Каким оно будет – никто не знает, – говорит Татьяна Эдуардовна.
Вот что думают о будущем ТЮЗа люди, близкие к театру.
Станислав ПАВЛОВ, академик, председатель общественного совета при ТЮЗе:
– Ярославль – слишком серьезный исторический и культурный город, чтобы психологически настраиваться на культуру монотеатра. «У нас есть театр», – говорят чиновники, имея в виду Волковский. Но нам нужно несколько театров. И ТЮЗ был блестящей альтернативой первому русскому.
Я считаю, что потеря такого режиссера, как Кузин, для города невосполнима. Мое мнение: в данной ситуации виноваты власти. Ведь ТЮЗ жил в постоянной нехватке денег. Как в подобном положении ставить спектакли? Театр просто потихоньку уморили безденежьем.
Теперь ТЮЗ, скорее всего, превратится в заурядный детский театрик, но это несерьезно. Тогда из него уйдут лучшие актеры, в том числе и молодые.
Виталий СТУЖЕВ, актер ТЮЗа, заслуженный артист РФ:
– Мое глубочайшее убеждение, что театр – это прежде всего режиссер, потом артисты, а потом уже все остальное. Кузин – талантливый человек, это всем ясно. Его уход для нашего театра смертелен. Такого режиссера, как Кузин, нам уже не найти. Ситуация очень сложная. И хотя я один из самых взрослых актеров в театре, я в панике. Не представляю себе, что будет дальше, ведь я и пришел в этот театр из-за Кузина.
Думаю, что главная проблема – в деньгах. Кузин очень надеялся на этот 20-й, юбилейный сезон. Думал, что городские власти и департамент культуры найдут деньги для постановки спектаклей. Но этого не случилось. Кузин всегда изыскивал деньги сам, хотя, конечно, это не его дело.
Уходить пока не собираюсь, по крайней мере в этот, 20-й сезон, который очень важен для театра. Но молодежь, боюсь, потеряем, а это будет конец.
Молодые актеры ТЮЗа, с которыми мы беседовали, попросили не называть их имен, но свое мнение о происходящем высказали:
– Уход Александра Сергеевича из театра я абсолютно понимаю. У театра нет денег, чтобы Кузин мог полноценно работать. Я тоже собираюсь уходить из театра. И мое решение можно объяснить только полной совместимостью с этим режиссером. В ТЮЗе я работал с Кузиным, а не со сценой или залом. Хочется верить, что мне еще повстречается режиссер, с которым я смогу так же качественно работать и с которым мне будет так же приятно и интересно. А вообще, конечно, надеюсь, что еще доведется поработать с Кузиным – мало ли как жизнь сложится.
– Когда меня спросили, что же мы будем делать без Кузина, я еще не знала, что он уходит из театра. Но первой реакцией было: «Уйдем». И действительно, сразу же появились мысли уехать из театра, из города. Я почувствовала себя маленьким ребенком, который вдруг остался один. Как же без Кузина? Кто я без него?
С этим режиссером мы росли. Когда мы были студентами, он всегда ставил перед нами самые высокие планки. И дело-то не в Москве, куда я собираюсь уехать, а в дальнейшем творческом росте. С Кузиным я чувствовала полную гармонию. И сейчас, когда страх прошел, думаю, что надо не сидеть на месте, а куда-то стремиться, чего-то добиваться, как нас Кузин и учил.
Ведь главное – личность, с которой работаешь, и, может, в жизни мне повезет встретить режиссера, с которым будет работаться не хуже, чем с Александром Сергеевичем.
Алена, студентка, постоянный тюзовский зритель:
– Для меня этот театр без Кузина просто немыслим. Я восхищаюсь талантом и творческой тонкостью этого человека. Спектакли «Последние», «Панночка» и «Мурлин Мурло» по-настоящему открыли мне театр. Необыкновенный полет фантазии, феерия чувств, неуемная энергия, красота и, главное, молодость – это то, что привлекает меня в театре Кузина. Думаю, что молодые актеры после ухода режиссера здесь не задержатся. А без них у театра нет будущего.
* * *
Сейчас в театре летнее затишье. Все актеры в отпуске. Но уже в следующий понедельник им предстоит снова собраться всем вместе и приступить к работе в новом, юбилейном театральном сезоне. Горько, если эта встреча станет последней, когда артисты смогут назвать Кузина своим режиссером.
В отличие от работы в театре свою преподавательскую деятельность Александр Сергеевич оставлять не собирается.
А вот опасения старожилов театра, увы, уже сбываются. Покинула театр яркая, талантливая актриса Юлия Марова, запомнившаяся зрителям ролью Инны в спектакле «Мурлин Мурло». Подумывают об уходе еще несколько молодых артистов. Что ждет театр через месяц, через два, через год? Если бы знать...
На некоторых заборах в Ярославле до сих пор можно встретить расклеенные полтора года назад студентами листовки: «ТЮЗ без Кузина – мертвый театр». Так ли это – покажет время.
Екатерина АБРАМОВА.
На снимке: Александр КУЗИН репетирует с Виталием СТУЖЕВЫМ спектакль «Бенвенутто Челлини».