На эти достаточно странные философские выкладки подвигла меня встреча с ярославским художником Олегом Рожковым. Выставка его работ открылась в среду в галерее современного искусства «Алле’Я». Открылась тихо, кулуарно. Интересуюсь причинами отсутствия вернисажа и всей сопутствующей ему шумихи. «А зачем? – удивляется Олег. – Просто так совпало, что в один день открылись две выставки – моя и Вячеслава Клапши. Там – персоналка, все начальство сбежалось, гости и звон бокалов. Что ж я в таком положении буду пытаться перетянуть одеяло на себя?».
Мы говорили с Олегом о вечном – цвете и свете. Как заставить картины светиться внутренним светом? Буквально копировать увиденное на этюдах? Домысливать, разбавляя реальность бушующими красками своей души? Нет, нет и нет, уверен Олег Рожков. «Если имитировать, искусство живописи невольно вернется в XIX век, век блестящих, но все-таки копиистов действительности, – с жаром доказывает он. – А оно нам надо?» Вопрос риторический. Вот и идет Олег к постулату, вы-сказанному некогда великим Ван Гогом, своим, торным, непонятным многим путем. «Эмоция спрятана в отношениях между цветами», – так, не дословно, сказал Ван Гог. «Не имитация цвета, а его построение, рождение заново», – вторит ему Рожков. Поэтому и зимнее небо у Рожкова то багряное, то зеленое, и густо сиреневые подснежники отбрасывают палевую тень, и желтая веточка вербы на точно таком же желтом фоне прописана выпукло и даже – кажется – щекочет своими ворсинками протянутую к ней руку.
Его работы не поставишь в один ряд с вылизанными картинками, что в любой день предложат вам под Знаменскими воротами. И при виде их не крикнешь заполошно: «Налетай-торопись, покупай живопись!» Они – из другого ряда. Широкий, нарочито небрежный мазок, выпуклость, смазанность, рельефность полотна... Придвинешь нос к самой картине – и фейерверк разноцветных искорок брызнет из глаз. А отойдешь чуть поодаль – и проступают сказочные очертания... И неважно, что изображено. Главное – настроение. «Я могу писать гладко, – точно оправдывается художник. – У меня, в конце концов, приличное московское образование... Я могу. Но не хочу».
И это здорово! Стремление Олега вычленить радость бытия из повседневности и донести концентрат этого чувства до зрителей поистине удивительно. «Радуйся!» – призывают его работы. «Обязательно!» – соглашаешься ты. Та самая гармония цвета и света попалась-таки на кончик кисти художника. К слову, выставка его работ так и называется – «Цвет. Свет».
Лариса ДРАЧ.