И вот настал день, когда газета вышла под крупной, во всю первую страницу «шапкой»: «Торжество открытия выставки Северного края».
«...Около трех часов дня начали собираться приглашенные гости. Прибыли: ярославский губернатор А. П. Рогович, губернский предводитель дворянства
С. В. Михалков, городской голова И. А. Вахрамеев, предводитель губернской земской управы А. П. Крылов, уездные предводители дворянства, члены городского управления, много экспонентов из соседних губерний, представители железнодорожного ведомства и много почетных гостей».
Первые же строки наводят на мысль: а не «жидковат» ли состав «почетного президиума»? На мероприятия такого масштаба прибывают гости куда более высоко титулованные. В чем дело? Идем дальше:
«В павильоне фабричной и заводской промышленности часть помещений была освобождена от экспонатов, было совершено торжественное молебствие. В том же павильоне состоялось в присутствии г-на министра земледелия и государственных имуществ действительного тайного советника А. С. Ермолова торжественное заседание Ярославского общества сельского хозяйства. Г-н министр сказал речь, объявив выставку открытой, и провозгласил «ура!» в честь «Державного Хозяина русской земли». Раздались звуки гимна «Боже, Царя храни!» и крики «ура».
В своей речи г–н министр сказал:
– Настоящая выставка служит доказательством того постепенного развития, которое совершилось в жизни края. Правда, нелегкое теперь время. Но нужда – лучший учитель. Трудные обстоятельства – лучший стимул для развития. Не сомневаюсь, что выставка представит данные успехи и наметит пути в будущее!
– Дело устройства выставок у нас еще молодое, – говорил г–н ярославский губернатор, – которое без содействия правительства трудно осуществимо, но желательно, чтобы наряду с правительственным воспособлением возрастала самодеятельность отдельных хозяев и местных общественых учреждений. В этом отношении выставка являет отрадные признаки того и другого, ибо большая часть ее бюджета покрывается суммами, отпущенными земствами Ярославской и других шести участвующих губерний.
Открытие долгожданной выставки получалось не слишком веселым. Положение спас редактор «Северного края» В. М. Михеев. Его выступление оказалось единственным, вызвавшим улыбку:
– Милостивые государыни и милостивые государи! Я не буду утруждать ваше внимание долгой речью, ибо основные свои взгляды и пожелания выставке Северного края газета «Северный край», которой я являюсь здесь представителем, уже высказала сегодня на своих столбцах.
Я лишь скажу следующее. Между этой выставкой и нашей газетой есть если не родство, то несомненное сходство. Уже по своему имени они тезки. Кроме того, наша газета – орган комитета выставки. Помимо этого не есть ли газета своего рода выставка, но, так сказать, непрерывная, – фактов и течений жизни общей и областной?
Но есть между нами и глубокое различие. Газета по своей задаче всего более и невольно – выставка печальных сторон общей и областной жизни. Чтобы бороться с ними, она должна разоблачать, «выставлять» их, как ни тяжело это для нее. Эта же выставка по своей цели – показатель всего лучшего, отрадного среди предметов ее компетенции.
Надеюсь и от всей души желаю, что она такова. Поэтому газета как бы пессимист, хотя бы и поневоле; эта же выставка является оптимистом, скрашивая оптимизмом и наши впечатления от нее.
А так как (верьте мне) никто так не любит честного добросовестного оптимиста, как искренний, доброжелательный, невольный пессимист, то вы и поймете всю искренность наших пожеланий наилучшего успеха выставке Северного края, которую выражает в моем лице ее областной собрат – газета «Северный край».
Подготовил Виктор ХРАПЧЕНКОВ.
* * *
Выставка Северного края продолжалась несколько недель. На ней было показано много интересного, полезного, принципиально нового, о чем мы станем рассказывать в предстоящих выпусках подборок «О чем писал «Северный край» 100 лет назад».