До своего официального закрытия, которое должно состояться 6 августа, эта выставка явно не доживет. Закрывать будет нечего, разве что опустевшие стеллажи. Уже в день вернисажа восторженные посетители экспозиции «Мелодии волшебного сада» сначала намертво вцеплялись в приглянувшуюся вещицу и только потом робко спрашивали у устроителей: «А можно я это возьму с собой?» Самое забавное, что другой, не менее важный в такой ситуации вопрос – сколько, собственно, это стоит – почему-то никого не интересовал.
«Мы за ценой не постоим», точно сговорились все. На любителя керамики эта выставка производит буквально шоковое впечатление. Вазы, вазочки-малютки и громадные напольные вазоны, и амфоры – целые и декоративно разбитые (последние – особенно хороши), горшки и кринки, подсвечники и колокольчики, забавные скульптурки, коих не счесть... И все такое живое, обласканное руками сотворивших их людей, такое искрящееся созидательной энергетикой, что невозможно рассматривать эти шедевры отстраненно, с точки зрения их эстетической ценности. Сразу хочется утащить в свою норку и любоваться уже индивидуально, будучи в полной уверенности, что это глиняное чудо останется в твоей жизни навсегда. Задумывалась выставка организаторами – центром современного искусства «Арс-Форум» и центром поддержки культуры и народных художественных промыслов «Исток» – как пилотный проект. Они пригласили к участию в ней не отдельных художников, а целые творческие коллективы, полагая, что такое экспозиционное соседство впоследствии может вылиться и в сотрудничество. Участников четверо: керамическая мастерская Татьяны Шатской, «Ростовская керамика», «Ярославская майолика» и... «Горзеленхозстрой». Последний участник предоставил изумительной красоты декоративные растения, кои не только «обжились» на новых квартирах, в смысле горшках, но даже удивили своих хозяев неожиданным цветением, в чем раньше замечены не были. А растение – не человек, его обмануть невозможно. Уж если хорошо ему, значит, и в самом деле выставка удалась. Все пришедшие полюбоваться керамическими красотами могут попробовать свои силы в нелегком гончарном деле. На вернисаже гончар-умелец из мастерской Татьяны Шатской за пять минут из бесформенного куска глины изваял тонкошеюю вазочку, а когда раздались восторженные аплодисменты, широким жестом указал на свое место за кругом – дескать, творите, выдумывайте, пробуйте. Кинулись желающие, да не тут-то было. Круг этот непростой, старинный, а тяжеленный какой! Его надо одной рукой раскручивать, задавая определенный темп, а другой в это же самое время ваять задуманное. Взрослые быстро отступились, перепачкавшись в глине, а детвора с упоением месила тесто чуть ли не до закрытия выставочного зала. Покидая выставку, я не удержалась и приобрела крошечный кувшинчик и еще более миниатюрный подсвечник из чернолощеной ростовской керамики для домашней коллекции. Сиротливо взглянув на истончившиеся после моей покупки и без того мало представительные ряды экспонатов, директор центра Татьяна Кравчук вздохнула: «Нет, недотянет выставка до закрытия. Мне, что ли, купить ту расколотую амфору? Уж больно она будет хорошо смотреться на моем балконе...» Лариса ДРАЧ. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.