Музей без фасада
Художницы изобразили дом, в котором они жили. В ту пору здесь был литературно-музыкальный и художественный салон, где встречались известные художники, поэты, музыканты. Причем показали его как бы со снятым фасадом, и перед зрителями предстал мир, одухотворенный искусством.
Яркая, многообразная жизнь «Дома в разрезе» созвучна жизни художественного музея, подумали его сотрудники. И родилась идея сделать для участия во всероссийском музейном фестивале «Интермузей-2003» стенд наподобие «Дома в разрезе».
Трогать руками разрешалось
И вот в одном из павильонов ВВЦ (бывшая ВДНХ), где проходил фестиваль, среди стендов более чем 133 российских музеев появился необычный – Ярославский художественный музей «в разрезе». У посетителей он не остался незамеченным. Всех удивлял (единственный в России) образец музейного билета – плод фантазии и творчества ярославских музейщиков. Так же как и «Домъ на Новинской» – единственный музей провинциального банка и квартира управляющего банком Федора Васильевича Гурова. Отсутствие этикеток, ограждений, предупреждений типа «руками не трогать», меняющиеся блюда на столе, одежда в прихожей создавали иллюзию реальности. Казалось, хозяин дома вышел ненадолго и скоро вернется.
Коньяк из самовара
Каждый музей на той вы-ставке старался чем-то отличиться. Так, Ростовский блистал финифтью, музей-заповедник, представивший проект «Преображение», – колоколами. Музей «Куликово поле» из Тулы выставил на стол огромный самовар. Угощая, наливали в чашку чуть на донышке. Посетители удивлялись: почему так мало, а, попробовав, восхищались – в самоваре был настоящий коньяк. Музей Вооруженных сил показал уникальный пистолет для самообороны... космонавтов. Неужели от инопланетян? Немало удивления вызвал и Московский зоопарк, выставив гигантский аквариум без воды, кишащий редкими насекомыми и змеями.
Нафталин, жучки, грибки...
Кроме того, каждый музей придумал для посетителей игры-«завлекалки». У ярославцев это была игра в «разрезы». Когда-то в нее любила играть богема в салоне у художниц Т. Глебовой и А. Порет. Заключалась она в следующем: нужно было мысленно «разрезать» пополам какого-нибудь известного человека и на бумажке написать, чем он наполнен. Филонов, например, состоял из тлеющих поленьев, дерева, сожженного молнией, пламени. Марина Полывянная, сотрудница художественного музея, рассказывая о стенде, предложила тему: что собой представляют музейные работники. Получилось, что хранитель набит энциклопедиями, инструкциями, замками, ключами, недоверием, подозрительностью, нафталином, пылью, жучками, грибками, хламом с чердаков, помойкой. Удивил всех шестилетний малыш, написав: экскурсовод – это доброта, ум, сердце и кровь.
Подарок судьбы
Но самое интересное и неожиданное было в конце фестиваля. Ярославский музей расположился между музеем Тропинина и галереей Церетели. А напротив находился инженерно-коммерческий центр «Раритет», представлявший современное компьютерное музейное оборудование. Однажды с М. Полывянной разговорился по-соседски один из представителей центра, как потом выяснилось, его гендиректор. Ярославцы рады бы, сказала Марина, приобрести такое супероборудование, но у музея нет необходимых средств. Поговорила и забыла. На закрытии фестиваля, когда проходило награждение, произошло чудо.
Руководитель «Раритета» публично объявил, что его фирма передает в дар Ярославскому художественному музею оборудование для небольшого участка хранилища. Оно представляет собой подвижные стенды, оснащенные автоматизированной системой слежения за температурой, влажностью и другими важными параметрами, необходимыми для сохранения картин. Это был подарок судьбы! Еще бы, ведь такая дорогостоящая навороченная техника есть только в самых главных столичных музеях. Теперь будет и в ярославском.
Зинаида ШЕМЕТОВА.