На сцене Волковского театра – скандал. Два часа герои комедии Карло Гольдони «Къоджинские перепалки» кричат, дерутся, судятся, мирятся с таким азартом, какого эта сцена не видела давно. Два часа зрители с веселым напряжением следят за развитием судебного процесса, случившегося из-за пустяка – юноша угостил девушку пиццей. Зал постоянно взрывается хохотом – игра актеров просто блестяща. Но подождите, вспомните классику: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» И тогда может выкатиться слеза от понимания человеческой природы: не так понятая фраза, обидная интонация – и конфликт готов.
А кто не поверит героям спектакля, пусть вспомнит свои обиды на близких, может быть, разбитые в сердцах тарелки – и пьеса приобретет необыкновенную жизненность и правдивость. Любовь, Ревность, Зависть, Хитрость, Доверчивость вместе с героями спектакля, самозабвенно сыгранными, два часа безраздельно владеют зрителями. Образы темпераментных итальянцев гротескны, необычайно ярки. Нет ни одного второстепенного героя. В этом спектакле все – главные. Кажется, давно уже волковцы не выступали таким крепким ансамблем. Пересказывать содержание спектакля-интриги бессмысленно, его надо смотреть. Главное – разглядеть в этом конфликте живую человеческую природу и посмеяться над собой, радуясь блистательным актерским работам Ирины Сидоровой, Валерия Кириллова, Владимира Балашова. Убедительно добр и непрост комиссар – Игорь Сидоренко. Он всеми способами старается погасить глупый конфликт, умело манипулируя слабостями людей. Погасить – для них? А может быть, для себя, чтобы самому жить спокойно, не отвлекаясь на всякие мелочи? По-своему способствует разрешению конфликта и Падрон Фортунато (заслуженный артист России Валерий Кириллов) – он всегда рад вложить оружие правосудия – весло – в руку обиженного собрата. Оглянитесь – сколько среди ваших знакомых доброжелателей Падронов. Не перечесть. Человеческая природа многогранна и многолика и в рамки «плохой» и «хороший» укладывается редко. Об этом хорошо знал Гольдони, живший несколько столетий назад, именно об этом захотелось поведать нам чешскому режиссеру Ивану Раймонту, поставившему пьесу в своей сценической редакции на волковской сцене. С именем режиссера связаны две удачные работы нашей труппы – «Платонов» и «Король Лир». Свои «зачем» и «почему» мы задали Ивану Раймонту после предпремьерного показа спектакля. – Я эту пьесу ставил в Чехии 30 лет назад. Сделал очень плохо. С тех пор мечтал вернуться к спектаклю еще раз. В Ярославле я поставил «Платонова», «Короля Лира». Бог любит троицу. И я решил осуществить свою давнюю мечту – вернуться к Гольдони. – По-моему, выбрать эту пьесу для постановки может только хулиган. – Вы думаете, что я хулиган? (Смеется). Я уже старый человек. Иван предупредил, что по-русски ему говорить о спектакле тяжело, и языковый барьер немного мешал полному взаимопониманию. – Над человеческой природой можно и плакать, и смеяться. Вы предлагаете смеяться? – Смеяться. И плакать чуть-чуть. – Ярославский зритель вас успел и оценить, и полюбить. Как дальше будут строиться ваши отношения с Волковским театром? – Никогда, заканчивая здесь работу, не загадываю, что дальше. Дальше надо будет договариваться. Мне очень сложно приехать в Ярославль – режиссерская нагрузка в Чехии этого почти не позволяет. Поэтому перерывы в постановке спектаклей – 3 года. – Вам с годами легче здесь работать? – Режиссер всегда начинает с нуля, и с моими актерами, которых очень хорошо знаю, начинаю с нуля. – Значит, знание труппы режиссеру ничего не дает? – Дает, но не помогает. – Вы удивительно точно выбрали героев, человеческая суть многих просматривается сквозь Мадонн и Кекк Гольдони. Как это удается? – Это сложно объяснить. Во-первых, это моя профессия, во-вторых, интуиция. Я задаю границы, и актер в этих границах делает роль сам. Как все будет – я точно не знаю, но актер выполняет мои условия, не выходя из границ. Отметим, что во всех трех спектаклях, поставленных Иваном Раймонтом в Ярославле, ни профессионализм, ни гениальная интуиция ему ни разу не отказали. В общем, наш Раймонт очень интересен. Остается надеяться, что и актеры Волковского театра интересны талантливому чешскому режиссеру. А иначе зачем бы он возвращался в Ярославль, пусть даже не так часто, как нам бы хотелось? Марина ШИМАНСКАЯ. Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.