четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 05 июня 2002

Собинов, недооцененный земляками

Выставка, посвященная 130-летию Л. В. Собинова, открывается в музее-заповеднике 6 июня. На ней будут представлены экспонаты, которые ярославцам еще незнакомы. За годы существования дома-музея Л. В. Собинова в Ярославле собрана огромная коллекция его личных вещей, мемориальных предметов, связанных с жизнью его и семьи. Музей стал настоящим центром по сбору культурного наследия великого русского певца. Силами двух сотрудников – А. В. Аносовской и А. В. Чикиревой – ведется собирательская, хранительская, исследовательская работа. Об этом мы беседуем с директором музея Аллой Васильевной Аносовской.

автор Марина ШИМАНСКАЯ.

 

– Собинову – 130 лет. Почти семьдесят лет, как этот певец ушел из жизни. Годы его детства и юности – одна эпоха, время смерти – другая, наши дни – третья. Он не меняется, а мы меняемся, постигаем через него что-то новое для себя. Алла Васильевна, происходят ли перемены в ваших «отношениях» с Собиновым?

– Да, эти изменения происходят. Он для меня – фигура сложная, которую узнаешь постепенно. Взрослеешь сам – понимаешь то, на что раньше не обращал внимания в силу возраста, других причин. Наконец, просто в руки попадают новые материалы, которые закрывают белые пятна в его биографии. И сегодня я считаю Собинова уникальной, недооцененной фигурой.

– Существует разное отношение к двум певцам, одинаково талантливо отразившим одну эпоху, – к Шаляпину и Собинову. Шаляпину отводится более значительное место в истории русской оперы. Как вам кажется, это соответствует действительному положению вещей?

– Да, такое мнение есть, и я считаю, что истине оно не соответствует. В свое время они были вместе под огромной короной славы и воспринимались современниками как две громадные, великолепные звезды. Но сегодня имя Шаляпина звучит громче. Для этого есть объективные и субъективные причины. Шаляпин покинул страну, известно, как к нему относились власти СССР. Но в последние годы словно воздавалось ему за время гонений, это особенное отношение как бы искупало чувство исторической вины. А Собинов не покидал Россию, и в сознании закрепилась мысль: он все получил при жизни – звания, награды, был обласкан правительством. Но ведь мы не знали всей правды о его подлинных отношениях с официальной властью, а это был еще один советский миф о человеке-успехе. Конечно, то, что он остался в России, – его личный, осознанный выбор. Вероятно, он разделил все иллюзии и заблуждения своего круга и смотрел с надеждой в будущее. Один из остряков в 1917 году спросил его: «Вы были солистом его Императорского Величества, а теперь кем себя считаете?» Он очень искренне ответил: «И ты – любимейший солист его Величества народа...» Он ждал обновления России и верил в перемены.

– Самое страшное для русской интеллигенции время началось тогда, когда Собинов уже умер. А если бы он был жив?

– Для него все могло закончиться трагически – двое его сыновей служили в белой армии, один оказался в эмиграции в Германии, и сам он до 1929 года, как бывший офицер, был в списке неблагонадежных. Сам он о том и не подозревал, но в 1929 году ему вдруг выдали справку, что он... исключается из этого списка. Документ сохранился в его архиве.

– Слушаю вас и думаю: почему всегда мы уважаем больше «чужих», чем «своих», тех, кто уехал, больше, чем тех, кто остался. И в этом не только чувство вины. Вы не согласны?

– Согласна. Многие не знают и поэтому не могут любить ярославских певцов, а любым гастролером восхищаются. Но ведь наши не хуже, демонстрируют великолепный уровень мастерства и вкус. Как ни печально, но по отношению к Собинову это тоже присутствует.

– Каковы были объективные причины недооценки?

– И Шаляпин, и Собинов стали знаменитыми в тот период, когда на оперных сценах господствовала итальянская опера. Европейский зритель только открывал для себя и русскую, и великолепного певца – Шаляпина. А для теноров русские композиторы почти не писали значительных партий. Собинов пел в основном итальянскую и французскую оперу. Он ни разу в своей жизни не был первым исполнителем какой-либо партии. Ему приходилось преодолевать сложившуюся оперную традицию, выдерживать сравнение с знаменитыми исполнителями известных теноровых ролей. Он должен был соответствовать высокому уровню, а для того чтобы быть признанным – быть выше. И это ему удавалось.

В 1905 году, когда исполнилось 5 лет со дня кончины великого Верди, Италия отметила это событие спектаклем «Травиата» на сцене «Ла Скала». Для спектакля были собраны лучшие оперные силы – на партию Альфредо впервые в истории приглашен русский певец Собинов. После выступления критики писали о нем, как о лучшем исполнителе этой партии. И это не единственный факт, когда Собинова называли лучшим исполнителем в известных, а подчас и «запетых» операх. Сам Собинов признавал, что не все удавалось ему в равной степени, но ни разу в жизни он не пережил такой неудачи, которую артисты называют «провалом».

– Теперь восстановить справедливость в оценке Собинова очень сложно. Но, наверное, необходимо?

– В силу своих возможностей мы это и делаем. Впрочем, специалисты и знатоки давно оценивают певца по заслугам. Еще в 1908 году академик Александр Оссовский сказал о нем: «Благоуханному цветку русского пения» – написал бы я Собинову на венке из полевых цветов. То, что делает Собинова таким дорогим для нас, таким новым для Запада, заложено в русском существе его голоса. В этом голосе, самом тембре и содержании его звука кристаллизовалась, как многоизвестный алмаз, сокровенная сущность русской души».

Конечно, он владел арсеналом всех технических средств и громадной вокальной культурой, но он, как никто, стал выразителем русского в пении. И это место после него никем до сих пор не занято.

* * *

Трудно не согласиться с мыслью директора музея о том, что Собинов – певец, недооцененный потомками. Прослеживая судьбу его дома-музея, можно сделать вывод, что великий певец не признан в полной мере и своими земляками. Не потому ли родной дом Собинова долгие годы занимали различные организации, а вопрос о передаче его музею-заповеднику бойкотировался двадцать лет? Как объяснить перенос фестивалей Л. В. Собинова по разным «объективным» причинам? К 130-летию со дня рождения Леонида Витальевича не нашлось средств на завершение памятника, над которым уже давно работает скульптор Елена Пасхина. Уютный дом-музей, открытию которого так радовались поклонники певца, находится в плачевном состоянии – стены покрыты плесенью, условий для экспонирования костюмов нет. Самим музейщикам проблему реставрации не решить, а власть не торопится продемонстрировать свое уважение к великому земляку даже в дни его юбилея.

На снимках: репродукция фотографии Л. Собинова, 1908 год, первая публикация; директор дома-музея Леонида Собинова Алла Аносовская.

Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.

Читайте также
  • 27.12.2012 Сложную проблему можно решить. Если поставить цельАлександр Китаев семь лет является главой Рыбинского района, территория которого успешно развивается. Сумев наладить конструктивные отношения с главами
  • 19.12.2012 Соглашение о сотрудничествеМноголетнее конструктивное сотрудничество УМВД России по Ярославской области и Ярославском региональным отделением Ассамблеи народов России укреплено взаимным
  • 21.11.2012 Ответят за правонарушения в отношении полицейских В минувшие выходные в Ярославской области зарегистрировано два случая применения насилия в отношении сотрудников полиции. Виновные лица привлекаются к ответственности.
  • 18.10.2012 Верный вектор на пути к гражданскому согласию В общественной палате Ярославской области прошло обсуждение проекта «Стратегия государственной национальной политики РФ» до 2025 года. &nb
  • 28.04.2006 К Собинову приглашает КасторскийИмя Владимира Касторского сегодня большинству из нас ничего не говорит. А ведь не так далеко еще ушло то время, когда его знала вся Россия. Бархатный бас
  • 02.09.2003 На руинах дачи Шаляпина В 2003 году исполнилось 130 лет со дня рождения и 65 лет со дня кончины великого русского певца Федора Шаляпина, 17 лет жизни которого оказались связаны с ярославским краем.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Спектакль» у ТЮЗаВчера около театра юного зрителя в Ярославле прошёл митинг против единого госэкзамена, который проводили
  • На экране – герои полейОтступить от традиционных канонов чествования лучших тружеников сельского хозяйства решили в этом году
  • Золотые медали «Золотой осени»С золотыми медалями вернулась делегация Ярославской области с десятой всероссийской выставки «Золотая