Обе цитаты в качестве злободневной информации к размышлению предпосланы экспозиции открывшегося в областной Некрасовской библиотеке первого в нашей стране «Музея ненужной книги», поддержанного грантом института «Открытое общество» (фонд Дж. Сороса, Россия).
Решать за читателя, какие книжки считать для него «вредными», а стало быть, их запрещать, начали с незапамятных времен. В 1906 году вышли «Временные правила о печати», которые отменяли предварительную цензуру. Отныне объявлять книги вредоносными или даже опасными для нравственности или благополучия государства мог только суд. Госпожа Фемида таким сомнительным правом воспользоваться не преминула.
Кое-какие «крамольные» книги, изъятые из библиотеки в те времена, и видим мы здесь на витринах. Причем на одну доску попали автор эротиче-ских романов Михаил Арцибашев и творец «Капитала» Карл Маркс. Лет десять спустя после многотрудной акции изъятия такой литературы Ярославская городская общественная библиотека была вовсе прикрыта, а ее директор Л. Кононов в 1915 году был арестован «за революционную деятельность».
Около восьми тысяч экземпляров «классово чуждых» советскому читателю книг и журналов накопилось после революции в темном застенке под названием «спецхран», рассекреченном в годы перестройки. Узниками ее побывали и певец «Алых парусов» Александр Грин, и русский классик Николай Лесков, и даже в качестве автора некоторых чересчур вольных статей... сам товарищ Ленин. Впрочем, сам Ильич под арестом пробыл недолго, а вот его верные ученики и последователи устроили для книг настоящий ГУЛАГ.
От долгоживущего вируса запретительства не избавила бедного книгочея ни хрущев-ская оттепель, ни, увы, нынешняя демократия. Порядок в литературе, к примеру, попытались навести некоторые известные по газетам новоявленные борцы с ненужной книгой, вроде группы «Идущие вместе».
Планшет с материалами о том, сколь бурно началась, но быстро выдохлась одиозная акция с обменом книг таких якобы вредных авторов, как Виктор Пелевин, Венедикт Ерофеев, и опять-таки почему-то Карл Маркс, на полезного Бориса Васильева и завершает эту единственную в своем роде библиотечную экс-позицию.
Ее вернисаж стал вполне неожиданной для многих участников конференции «Информация для всех» концовкой фестиваля новых идей. Внушительно выглядели на нем ярославцы. Целый пакет программ для региональной электронной библиотеки представили компьютерщики Демидовского университета. Экологическую страницу «Сухая вода» в сетевом путеводителе по Волге открывает на днях Ярославский художественный музей. Другая его акция «Наследство – наследникам» с выпуском репродукций для сельских школ и муниципальных библиотек уже началась.
В четверг на конференции РБА был детский и молодежный день. Продолжались дискуссии на тему «читающий ребенок». Отметила свои четверть века областная Сурковская юноше-ская библиотека. Вчера пленарным заседанием с подведением итогов VII ежегодная сессия библиотечной ассоциации за-крылась.
В течение двух часов без перерыва отчитывались руководители четырех десятков секций и «круглых столов». Из их рекомендаций стоит особо упомянуть ту, что была адресована Государственной думе Ярославской области, – наконец-то приступить к разработке закона об обязательном экземпляре всей местной литературы.
Вчера же стала известна библиотечная столица России 2003 года. Голубой стяг РБА из рук директора нашей Некрасовской библиотеки Дмитрия Полознева получили псковичи (на снимке).